Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить содержание социально- педагогического сопровождения социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями как механизм подготовки данной категории детей к самостоятельной жизни.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
2. Выявить особенности социальной адаптации у детей с ОВЗ.
3. Определить проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
4. Разработать программу педагогического сопровождения процесса социальной адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

Защита.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

                                            ЗАЩИТА 

      Глубокие социальные перемены, происходящие  в нашем обществе, резко обострили  положение детей в России: растёт  преступность, увеличивается количество правонарушений среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания.                Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, но и в том, что отсутствует целостная система психолого-педагогической адаптации населения к современным реалиям нашей страны, в том числе и подростков, имеющие интеллектуальные недостатки.

        Процесс социальной адаптации  личности - это сложное общественное  явление, которое включает различные стороны жизнедеятельности человека.

       Эта ситуация становится более  проблематичной в отношении детей, имеющих ограниченные возможности в здоровье (ОВЗ), в том, что дети, по окончании  образовательного учреждения, стали пополнять асоциальные слои населения.

        Данная ситуация требует глубокого, полного пересмотра системы социальной адаптации таких детей и поиска новых путей и технологий по формированию их социальной компетентности.

    Эти проблемы актуальны и для сельской школы, которая решает задачи обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями (ООП), развивает потенциальные возможности их познавательной деятельности и личности в целом, обеспечивает профессиональную подготовку воспитанников и, таким образом, готовит их к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества.

    Тема  курсовой : «Проблема социальной адаптации учащихся коррекционных классов в условиях инклюзивного образования в сельской школе».

    Социальная  адаптация детей, с ограниченными  возможностями в здоровье как  объект исследования данной работы требует своего рассмотрения в различных ракурсах, однако, в данном случае, предметом исследования обозначено следующее: специфика социальной адаптации умственно отсталых детей в процессе обучения и воспитания в рамках общеобразовательного учреждения.

    Цель  исследования: определить содержание социально- педагогического сопровождения социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями как механизм подготовки данной категории детей к самостоятельной жизни.

      Для этого необходимо решить  следующие задачи:

    1. Изучить литературу по проблеме социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
    2. Выявить особенности социальной адаптации у детей с ОВЗ.
    3. Определить проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
    4. Разработать программу педагогического сопровождения процесса социальной адаптации.

    Цели  и задачи социальной адаптации такого ребёнка определяются общими принципами психологии и педагогики – подготовки к активной общественно-полезной жизни, формирование у него гражданских качеств, но реализуются они в доступном объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. (5,48).

    Гипотеза  исследования: социальная адаптация учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы имеет свою специфику, требует выявления проблем и социально-педагогического сопровождения, заключающегося в особой программе педагогической поддержки данного процесса, которая включает в себя:

1)  заботу  о сохранении  психического и  физического здоровья детей с  ОВЗ;

2) вооружение  детей с отклонениями в развитии знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и осмыслению своего места в нём;

3) развитие  потенциальных возможностей их  познавательной деятельности;

4)  формирование  сознательного отношения к выбору  профессии.

         Новизна исследования: рассматривается социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в сельской школе.

         Практическая значимость: педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

    Современная сельская школа – это школа малочисленная, в ряде случаев малокомплектная, в которой обучаются все дети данного района, независимо от состояния их психофизического развития.

В настоящее  время на селе возникли новые проблемы, с которыми общество раньше в такой острой форме не сталкивалось: слабое финансирование, сокращение штата учителей, отсутствие элементарной материальной базы, низкое материальное положение семьи и др. Особенно тревожит рост количества детей со сниженным уровнем здоровья, психофизическим недоразвитием. Совместное обучение таких детей в школе с учащимися, не имеющими отклонений, в образовательном пространстве сельской школы определяется отсутствием специальных (коррекционных) учреждений по месту их жительства, невозможностью перевода детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения в силу их удалённости. Поэтому в школах открывают коррекционные классы, отсюда вытекает необходимость искать новые подходы к инклюзивному обучению детей, имеющих и не имеющих отклонения в развитии. (6,20).     

            Большинство российских школ  к инклюзиву все же не готовы. Трудно. И с психологической, и  с организационной точки зрения.

       Специалистов по инклюзиву пока  нигде в России не готовят. 

             По официальным данным, в России 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии.

    Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений  как «олигофрения» (греч.малый ум), «деменция» и по международной классификации  болезней выделяют 3 стадии умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

    Проблемы  обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики - олигофренопедагогикой. Термин олигофрения для обозначения нарушения интеллектуального развития был введён (1915) немецким психиатром Э.Крепелином.

    У всех детей с особыми образовательными потребностями, независимо от вида нарушений, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности.

                 Нарушения интеллекта (умственно  отсталые дети)

     Понятие «умственная отсталость»  в отечественной специальной  психологии понимается как стойкое  нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате ограниченного  поражения головного мозга.

        В России первое образовательное  учреждение для детей с особыми образовательными потребностями было открыто доктором Ф.Пляцом в 1854 году в Риге. Организованная общественная помощь слабоумным получила развитие лишь с начала 19 века.

          В нашем случае как раз речь идёт о детях, обучающихся по программе специального образования VIII вида, с диагнозом олигофрения  в степени дебильности в условиях общеобразовательной школы.

    Приоритетным  направлением является высокий уровень преподавания труда. Трудовое обучение в коррекционных классах имеет профессиональную направленность.

    Задача  трудовой подготовки решается путём  воспитания у учащихся общей готовности к труду и сообщение им системы знаний, умений и навыков по швейному и слесарному делу.

    Обучение  в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению.

    Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

     Следует также отметить, что для повышения социальной адаптации учащихся коррекционных классов VIII вида способствует изучение таких дисциплин как «СБО» (Социально-бытовая ориентировка) и «Домоводство».

        Областной базисный учебный план (ОБУП) для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

    Большое значение при обучении  таких  детей отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.    

    Воспитательные  функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

    Учитель, воспитывающий и обучающий учеников на протяжении нескольких лет, имеет возможность хорошо изучить каждого из них. Однако педагогическое наблюдение—это не единственный метод изучения детей. Прежде всего, учитель должен ознакомиться с медицинскими данными. Но для того чтобы лучше понять медицинские заключения, хранящиеся в личном деле каждого ученика, нужно разбираться в медицинской терминологии, понимать значение. Для более глубокого изучения особенностей психики учащихся  с нарушением интеллекта можно использовать специальные методики экспериментально-психологического исследования.

    Основные  задачи ПМПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей.

         Мы изучали проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы. Для этого необходимо было изучить литературу по данному вопросу, выявить особенности  и проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ и разработать программу их социально-педагогического сопровождения.

    Успешная  адаптация может быть реализована только в совместной деятельности школы, семьи и общественности. Важно определить содержание, формы и методы этой деятельности, поскольку они влияют на подготовку детей с нарушенным интеллектом к самостоятельной жизни и труду.

    Социальная  адаптация таких детей в условиях инклюзивного образования наиболее успешна при оказании педагогической коррекции.

        При правильно организованном  врачебном, психолого-педагогическом воздействии в условиях инклюзивного обучения специалисты отмечают положительную динамику в развитии детей. Система этих воздействий благоприятно влияет на адаптацию детей к процессу обучения в школах и социальную адаптацию в целом.

        Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность социальной адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня.

         Также  необходимо помогать  каждому воспитаннику коррекционного  класса воспитывать в себе симпатию по отношению к другим детям, взрослым и формировать привычки, позволяющие в будущем хорошо заботиться о себе и об окружающих. При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с отклонениями в развитии.

        Среди проблем, требующих незамедлительного решения: организация воспитательного и образовательного пространства в соответствии с особенностями психофизического развития детей; формирование разновариантного образовательного процесса, способствующего выбору образовательной программы, адекватной возможностям организма детей; создание системы социально-психологического сопровождения развития детей на всех ступенях онтогенеза; сохранение и приумножение здоровья детей.

    Ребёнок с ограниченными возможностями  здоровья может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида) учреждениях, так и в условиях инклюзивного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения.

Информация о работе Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями