Социальная педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:22, реферат

Краткое описание

Социальная педагогика – одно из направлений педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.
Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Соц педагогика как наука.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Государственное бюджетное образовательная учреждение

среднего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная педагогика как наука

 

 

 

 

Дисциплина «Основы педагогики и психологии»

Специальность: 040401 «Социальная работа»

Группа: СР-15А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Егорова Жанна

Проверил: Буланова Д.Д.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Социальная педагогика – одно из направлений педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.

Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее представление о социальной педагогике

 

Социальная педагогика – относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.

На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

По утверждению ученых, социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

В качестве объекта исследования той или иной науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки – это фрагмент объективной реальности, предмет – результат ее осмысления.

Прежде чем разобраться в объекте и предмете исследования социальной педагогики, обратим внимание на сам термин «социальная педагогика». Как видим, он состоит из двух слов — «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т. е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции, объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики с различными науками выделились самостоятельные области исследования: с философией — философия образования, с социологией — социология воспитания и социология образования, с психологией — педагогическая психология. Таких примеров можно привести множество.

 Определение объекта и предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Объект — это область социальной действительности, которую исследует данная наука. Предмет — способ представления объекта с позиций данной науки.

Объект социальной педагогики имеет неоднозначные толкования:

✓ по мнению Г.Н. Филонова — это процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий;

✓ Л.И. Аксенова — "особая сфера социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социально- культурной среды и регулирование социальных отношений";

✓ М.А. Галагузова и др. — ребенок.

Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество. Социальная педагогика изучает цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы социального воспитания; условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума,

его становление как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции в общество и адаптации в меняющихся условиях социальной среды. Предмет социальной педагогики также имеет различные трактовки. Это:

✓ взаимодействие личности и среды (Л.И. Аксенова);

✓ закономерности социализации ребенка (М.А. Галагузова и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная педагогика как область практической деятельности, ее связь с социальной работой

 

Социальная педагогика как практика (как область социальной практики) отражает характер и содержание научно-преобразовательной деятельности людей, институтов социума и имеет своим объектом человека в его социальной среде (в их взаимосвязи). Предметом же социальной педагогики как области практической деятельности выступает взаимодействие (отношения) человека и социума (в различных его видах и типах). Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека. Исходя из объекта, предмета и цели социальной педагогики как области практической деятельности логично предположить, что эта гармонизация осуществляется по трем направлениям (стратегии социальной педагогики): социальное развитие самой личности; педагогизация социальной среды; оптимизация взаимодействия человека и этой среды.

Социальная педагогика как область практической деятельности направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом. При этом люди, включенные в социальное взаимодействие, могут быть условно сгруппированы в три большие группы, представляющие неравномерные части населения страны: социально-перспективная, социально-стабильная и социально-проблемная части. Критериями отнесения людей к той или иной группе является совокупность их ценностных ориентаций и приоритетов жизненных целей, а также их соответствие общественно-признанным социальным ценностям.

В тесной связи с социальной работой развивается и социальная педагогика. Взаимоотношения между ними весьма непросты, что находит свое отражение в различных точках зрения ученых-исследователей: от взаимного поглощения до полной независимости друг от друга. Эти отношения областей практической деятельности и научного знания являются предметом отдельного разговора, ибо прежде чем анализировать взаимосвязи между ними, необходимо выявить сущность каждой из них. В данном случае речь идет о социальной педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Связь социальной педагогики с другими науками

 

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Поэтому социальная педагогика широко использует достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирование гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной социальной помощи, поддержки человека.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагогики с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда на человека и его воспитание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.

Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

 

 

 

Заключение

 

Социальная педагогика – это интегрированная отрасль научного знания о закономерностях развития и взаимодействия с окружающим ее миром в процессе социализации, предусматривающей успешную адаптацию, индивидуализацию и адаптацию человека в социуме.

Социальная педагогика представляет собой сложное полифункциональное явление в жизни и деятельности человеческого сообщества. Как практика она отражает научно-преобразовательную деятельность субъектов (субъект-субъектов и субъект-объектов) в социуме и представляет собой педагогику социальной работы, ее педагогической компонент. Как наука она является частью общей педагогической науки, изучающей отношения в социуме, не ограничиваясь рамками одной какой-либо его структуры; при этом она отражает научно-познавательную деятельность субъектов и выступает как педагогика отношений в социальной среде. Как образовательный комплекс она отражает научно-образовательную деятельность социальных педагогов в различных учреждениях образовательного типа на различных уровнях (допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном). В совокупности своих Компонентов она представляет собой педагогику социума, педагогику социальной среды и отражает потребности в интеграции знаний о человеке, о механизмах и способах его взаимодействия с ней. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Горячев М.Д. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 8.
  2. Гурова В.Г. Социальная педагогика. Педагогическая энциклопедия.

Т. 4. – М., 1968.

  1. Колобов О.А. Социальная работа как профессия. - Н. Новгород,

1996. – С. 45.

  1. Макаренко А.С. Соч. т. 5. М.,1958.
  2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
  3. Мудрик А.В. Социализация. Магистр. – 1993. - №3. – С. 19-24.
  4. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М.,

1986.

  1. Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики. Магистр. –

Информация о работе Социальная педагогика как наука