Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)
  1. СП как отрасль знания

 

Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

Разделы социальной педагогики:

Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд  разделов.

Философия социального  воспитания разрабатывается на стыке  философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы.

Социология социального  воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания. Исходя из положений философии социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии.

Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.

Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности  общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания.

Терминологич.аппарат  СП

Соц.среда-1)широкая соц.дей-сть,общество,гос-во;2)непосредст-ное  окружение реб-ка,влияющее на его  форм-ние.

Социализация-пр-с и  рез-т освоения челом соц-х норм и кул-ных ценностей,предпол-щий  его вкл-ние в систему общ-ных  отношений и с/с-ное воспр-тие  этих отношений.

Соц.воспитание-составная  часть соц-но контрол-емой соц-ции,пед-ски  ориентированная система общ-но гос-ной помощи и поддержки.

Соц.работа-проф.д-ть по оказанию помощи челу/гр-пе людей с целью  улучшения их ситуаций.имеется в  виду орг-ция ухода за особо нуждающимися в нем.

Соц-пед.д-ть-соц.работа,вкл-щая  и пед.д-ть направ-ую на пом.реб-ку в  орг-ции себя,своего психол-го состояния и установления норм.отн-ний в семье и обществе.

Функции СП:

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция  связана с поиском путей и  способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция  выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Принципы СП:

1.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СП

(позволяет упорядочить  знания и изменить угол зрения  в рассм-нии довольно большого  круга проблем)

2.ПРИНЦИП НЕСОВЕРШИМОСТИ  ВОСП-НИЯ

(предполаг-ет признание  кажд.возрастного этапа развития  чела с/с-ными инд-ной и соц-ной ценностями)

3.ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ  ВОСП-ИЯ

(дух-ценностная ориентация  детей и в большей мере их  развитие осущ-ются в пр-се  такого вз/дей-вия воспит-лей и  воспитуемых,содер-ем к-го яв-ся  обмен ценностями)

4.ПРИНЦИП ЦЕНТРАЦИИ  СОЦ.ВОСП-ИЯ НА РАЗВИТИИ Л-ТИ

(стратегия и тактика  соц.восп-ия д.б.напр-ны на помощь  детям в становлении,обогащении  и совершен-ии их чел-кой сущности)

5.ПРИНЦИП КОЛЛЕКТ-СТИ  СОЦ.ВОСП-ИЯ

(соц.восп-ие,осущ-ляясь  в коллективах различного типа, дает челу опыт жизни в общ-ве,опыт вз/дей-ия)

6.ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ  СОЦ.ВОСП-ИЯ

(условия д/развития  и дух-ценностной ориентации чела  планомерно создаются на федерал,регион,муницип  и локальном уровнях)

7.ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ  ВОСП-ИЯ

(восп-ие д.основываться  на общечел-ких ценностях кул-ры и строиться в соответ-ии с ценностями и нормами тех/иных нац-ных кул-р)

8.ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗ-ТИ  ВОСП-ИЯ

(оно д.основываться  на научном понимании вз/связи  естественных и соц.пр-сов,форм-ать  у чела ответ-сть за развитие  самого себя)

9.ПРИНЦИП ГУМАНИСТ-КОЙ  НАПРАВ-СТИ ВОСП-ИЯ

(предпол-ет послед-ное  отн-ние пед-га к воспитаннику  как к ответ-ому и с/с-ому  субъекту собст-ого развития)

 

2 История развития СП как науки

 

Термин «СП» был предложен нем.пед-гом Фридрихом Дистервегом в середине 19 в., но стал активно употребляться т. в начале 20 в.

Пед-ка возникла и разв-ась  как теория и методика восп-ия детей  в уч.-восп-ных учр-иях. С конца 18 в., когда в кач-ве относительно с/с-ого этапа развития л-ти стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом вн-ия пед-ки.

Во 2 пол. 19 в. начинает расширяться  заказ пед-ке и системе общ-ного восп-ния. Во-первых, в него последовательно «вкл-ется» восп-ие молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевосп-ние предст-лей всех возрастных категорий зачастую не вписывающихся в соц.систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Расширение заказа было св. с теми социокул-ыми пр-сами, к-ые происходили в Европе и Америке. Индустр-ция породила массовую миграцию сел.населения в города, где оно оказалось неприспособ-ым для жизни в нов.условиях, зачастую не м. создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы.

Урбанизация в Европе совпала со становлением национ.государств, а в Северной Америке - с форм-ем амер. нации. И то и другое объективно требовало культивирования опр-ных ценностей (провозглашаемых или подразумеваемых как нац-ые) во всех соц-ых слоях, во всех возрастных гр-ах населения.

Церковь как трад-ный  воспитатель, хотя и продолжала играть сущ-ную роль в ж-и людей, утратила монопольные позиции в сфере  морали и восп-ия (кроме того, она далеко не сразу осознала появ-ие новых социокул-ых реалий).

Обр-лся вакуум, к-ый необх-мо было заполнить. Это и попытались сделать нек-ые педагоги, начав разрабатывать СП.

Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вариантами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформировались педагогика перевоспитания детей и подростков, а также исправительная (пенитенциарная) педагогика, к-ые занимались искл-но трудными, проблемными детьми.

Т.обр. ответы, к-ые дала традиционная пед-ка на изменившийся соц. заказ, оказались  ограниченными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изм-ию или расширению объекта своего иссл-ия.

Консерватизм пед-ки оказался столь силен, что даже появ-юся новую отрасль - СП - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» пед-ки - детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников СП (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее иссл-ия считали соц.помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Иначе определял предмет  СП нем. ученый Пауль Наторп. Он считал, что СП иссл-ет проблему интеграции восп-ных сил общ-ва с целью повышения кул-ого уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответ-ало соц.заказу новейшего времени и позволяло рассм-ать СП как отрасль знания о восп-ии чела на протяжении всего жизненного пути.

В России СП, зародившись  в конце XIX в., получила опр-ное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработки и попытки реал-ции идеи связи школы с жизнью и соц.средой. Эта идея получила теор-кое обоснование и относительно адекватное практ-ое воплощение у С. Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощенном виде, что вело лишь к компрометации идеи как таковой.

Интерес к проблематике, характерной для СП, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы восп-ния. У нас этот интерес проявился, в частности, в появ-ии разл.вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответ-щих методических рекомендаций (В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин и др.). Неск-ко позже, уже в 80-е гг., на Урале М. А. Галагузова, а также В. Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (соц.-пед-кие комплексы) приступают к теор-ким изысканиям в сфере собственно СП, возрождая у нас и это понятие, и само направление иссл-ний.

За рубежом теор-кая  разраб-ка проблем СП возобновилась  т. в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США уже начиная с  конца 19 в., все более широкое распр-ние получала практич.д-ть, обозначавшаяся термином соц. работа, орг-емая гос-ными институтами, религ-ми и общ-ыми стр-рами. Содержанием ее была пом.семье, разл. гр-ам населения, интеграция восп-ных усилий шк-ы и других орг-ций и т. п.

 

3. Общество, социум

 

Общество, социум — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.

В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Отличается самостоятельностью в поступках;

Способна нести ответственность  и решать проблемы;

Контролирует поведение, обладает силой воли;

Способна изменяться с течением времени.

На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости — имеет ли личность неизменяемую сущность или напротив сущность личности менять можно.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая  социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Социальная педагогика и другие отрасли педагогического  знания

Философия и социальная педагогика.

 Философия ставит  конкретные вопросы чел-кого бытия  и,пытаясь дать на них ответ,  вырабатывает систему взглядов на мир и место в нем человека.Социальная педагогика исследуя свои проблемы, исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности