Социальное сиротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – социальное сиротство.
Предметом изучения является причины появления социального сиротства.
Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.
5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1 Генезис и развитие явления «социальное сиротство»
1.2 Основные пути решения проблемы социального сиротства
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретация результатов
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Социокультурный подход к проблеме социального сиротства.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума

1.1 Генезис и развитие явления «социальное сиротство»

1.2 Основные пути решения проблемы социального сиротства

Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства

2.1 Организация исследования

2.2 Интерпретация результатов

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

В современных условиях развития общества проблема социального  сиротства становится всё более  распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума.

Родительский дом, семья  становятся гарантами стабильности и надёжности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и  сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями – всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут  быть изолированы от общества. Реформирование нашего общества в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.

Родительский дом, семья  являются гарантами стабильности и  надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминальной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

Кризисное состояние  общества, привело к резкому падению  уровня материального и нравственного  благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, —  так называемых социальных сирот. Это  явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в современной республике ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.

Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознена, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, в нашей стране неэффективна. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координацией деятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами. Неравенство возможностей детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы «ущербности» детей-сирот, барьеры социальной среды. Поэтому анализ проблем социального сиротства должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации. В связи с этим социально-педагогический и социально-педагогический анализ проблемы социального сиротства, процесса адаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически и практически актуальным.

Степень разработанности  проблемы. В силу своего комплексного характера, проблема социального сиротства является объектом исследования различных наук: педагогики, философии, социологии, правоведения, психологии. Научные исследования, касающиеся жизни детей социальных сирот и вопросов их социализации и адаптации, долгое время проводились в рамках медицины, психологии и педагогики, в то время как социальные аспекты проблемы анализировались недостаточно.

В современном социуме  общественное сознание переживает радикальные  изменения в отношении проблем  социальных сирот, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребёнка с обществом. В работах И.Ф. Дементьевой, И.Б. Назаровой, Л.И. Смагиной, Л.Ф. Сенкевич идёт рассмотрение данной проблемы. А.С. Подофёдова, Р.Н. Кедярова, Н.С Поспелова в своих работах рассматривают истоки социального сиротства и средства его предупреждения.

В научной литературе обсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близкими людьми. Данная проблема рассматривалась в работах таких учёных как: Б.Г. Ананьева,  М.И. Буянова, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин. Значительный интерес представляют работы А. Маслоу, М. Мид, З. Матейчик, отражающие процессы социальной адаптации личности; Э. Гофмана, основоположника теории стигматизации, с помощью которой можно рассмотреть характер социального отношения к социальному сиротству; П. Бергера и Т. Лукмана, описавших механизм социального обеспечения и, одновременно, социального контроля над социальными сиротами; аномалии социального развития детей, воспитывающихся без родителей, рассматриваются М. Раттер.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи. Как социального института, изменение её социальных функций, неролевых  семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции, что в свою очередь становится одним из источников социального сиротства. Данная проблема рассматривается в работах Н.А. Дробышевской, Ю.С. Жирова, Ф.И. Храмцовой, В.Г. Бочаровой, В.И. Брутман, В.Д. Москаленко, С.Н. Крыгина, В.И. Лопаткина, П.Б. Тезенкова, Е.Р. Ярская-Смирнова, О.А. Дорожкина, О.И. Лебединская и другие.

Таким образом, проблема социального сиротства достаточно актуальна в современном социуме  и со временем становится всё более  масштабной и серьёзной.

Объект исследования – социальное сиротство.

Предметом изучения является причины появления  социального сиротства.

Цель – изучение социального  сиротства как особого явления  современного общества.

Задачи:

1. Раскрыть сущность  понятия социального сиротства;

2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства

3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.

4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.

5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».

 

 

Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума

 

1.1 Генезис и развитие явления «социальное сиротство»

 

Долгое время в истории  человечества жизнь ребёнка не представляла ценности. Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью. Ребёнок не имел значимости для общества и для родителей. Часто рассматривался как нежелательное последствие половых отношений. Так, например, в древней Греции и Древнем Риме было широко распространено детоубийство (инфантицид), не осуждаемое общественностью и ненаказуемое по закону. Лишь с распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям. В средневековом обществе статус детей также определялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьёй.

С развитием общества и становлением христианства завершается  переход к семье, состоящей из супругов и их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание ребёнка, с другой. Мы считаем, что именно этот период развития общества можно считать точкой отсчёта в проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребёнка привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, морально и законом [8, с. 51].

В контексте исторического  развития общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько  как нахождение вне сферы влияния  общности. Анализируя значение понятий  «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные в различных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научной литературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство» основной акцент был соотнесён со словом «сирота», «сироты», означавшем наличие в обществе детей, родители которых умерли. Позднее, к ним также относили категорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т.д.

В 80-е годы ХХ века, в  связи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, всё чаще в научной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальное сиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характер взаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательно закреплённых экономических, социальных и правовых гарантий ребёнка в семье, школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создаёт достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьёй, каждым родителем своего долга по воспитанию детей [9, с. 20].

По моему мнению, социальное сиротство, в современных масштабах, - это аномальное явление, результат  социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребёнка.

Социальное сиротство  – это сложная, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. И по характеру данных причин можно выделить следующие группы сирот:

1. «Лишенцы»: дети родителей,  лишённых родительских прав;

2. «Отказники»: дети  родителей, оказавшихся без родительских  прав;

3. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.

4. Домашние условные  сироты: ребёнок живёт с родителями, но им нет дела до ребёнка.  Родители в данном случае ощущают  себя чужими по отношению друг  к другу или даже находятся  в антагонистических отношениях.

Учёные выделяют и  так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чьё положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого или даже жестокого отношения с ними, а некоторых лишают места жительства сами родители. Как следствие увеличивается число беспризорных детей и подростков [12, с. 42].

«Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим критериям:

1. По месту пребывания:

  • Интернатные учреждения, (воспитанники домов ребёнка, детских домов, школ-интернатов);
  • Улица (беспризорные дети, дети-беглецы);
  • Семья (безнадзорные дети).

2. По протяжённости  времени:

  • Временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах);
  • Неограниченные временные рамки (физические сироты; в некоторых случаях – лишение родительских прав).

3. По инициатору прекращения детско-родительских отношений:

  • Родители (дети-подкидыши, отказные дети);
  • Дети (дети-беглецы);
  • Государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой).

Причины увеличения количества социальных сирот в современном обществе.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребёнка, или устраняются от его воспитания [19, с. 84].

Информация о работе Социальное сиротство