Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:11, дипломная работа
В период с по я проходила практику в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального района Безенчукский Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям», выступая в качестве специалиста исследующего особенности развития творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации и апробирующего комплексную программу по развитию творческих способностей у данной категории детей.
Отчет
О прохождении преддипломной практики
Студентки 4 курса
Факультета
«Социальная педагогика»
ГОУ СамГУ
Место
проведения: Муниципальное бюджетное
учреждение муниципального района Безенчукский
Самарской области «Центр социальной
помощи семье и детям»
Тема
дипломной работы: «Социально-педагогическая
деятельность по развитию творческих
способностей у младших школьников находящихся
в трудной жизненной ситуации»
Оценка___________________
Самара, 2012
В период с по я проходила практику в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального района Безенчукский Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям», выступая в качестве специалиста исследующего особенности развития творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации и апробирующего комплексную программу по развитию творческих способностей у данной категории детей.
Глобальные
преобразования в России привели
к серьезному обострению социально-экономических
проблем, к усилению социальной дифференциации,
изоляции, исключению или ограничению
доступа социально незащищенных
групп населения к
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
В большинстве случаев дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети-сироты, опекаемые дети, малообеспеченные семьи. К числу детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, относятся дети, воспитывающиеся в семьях, где распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям. Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает жестокость детей.
Одним из эффективных способов преодоления отклонений в развитии младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации, по нашему мнению, является развитие творческих способностей.
В жизни младших школьников именно творчество и творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности и его творческой активности как важнейшего свойства личности. Именно поэтому развитие творческих способностей очень важно при воспитании и обучении младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.
Исследование творческих способностей младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации представляет собой естественный эксперимент, который состоит из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Первый этап исследования, констатирующий эксперимент посвящен изучению особенностей развития творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации. С этой целью мы провели диагностику по следующим методикам:
1.
Методика «Вербальная фантазия»
2. Тест креативности Торренса. Фигурная форма. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок». Цель исследования: творческие способности беглость, гибкость, оригинальность.
3. Изучение уровня развития познавательной мотивации.
Составленный социальный паспорт даёт представление о некоторых социальных особенностях младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации, значимых с точки зрения поставленных задач.
В исследовании приняли участие младшие школьники, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В нашем случае это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты, дети из семей беженцев; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Возраст от 6 до 8 лет.
На констатирующем этапе экспериментального исследования, мы исследовали исходный уровень развития творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого были выделены ряд параметров:
1. Уровень развития творческого воображения.
2. Беглость, гибкость, оригинальность мышления.
3. Уровень развития познавательной мотивации.
В результате первичной диагностики были получены следующие данные.
Низкий уровень развития творческого воображения 35% младших школьников. Эти дети не могут придумать сюжет рассказа, а если и придумывают, то он не отличался богатством фантазии. Придумываемые образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, дети просто пересказывают то, что когда-то от кого-то слышали или где-то видели.
Всего у 20% младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации высокий уровень развития творческого воображения. Эти дети способны быстро придумать сюжет рассказа, который отличается необычностью, оригинальностью образов и богатством фантазии.
С целью изучения творческого мышления у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации было использовано задание «Закончи рисунок». С помощью данного теста у младших школьников были исследованы беглость, гибкость, оригинальность мышления.
При
анализе результатов
Далее представлен фактор, характеризующий оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. Оригинальность, выявляет степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Низкий уровень оригинальности диагностирован у 65% младших школьников.
Исходя из понимания термина «творческие способности», которые предполагают стремление мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации:
1. Мотивационно-потребностный критерий – характеризует стремление младшего школьника проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
2. Деятельностный критерий – выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
В соответствии с выделенными критериями и показателями мы выделили уровни развития творческих способностей младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.
Высокий уровень. Младшие школьники проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления.
2. Средний уровень. Характерен для тех детей, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения.
3. Низкий уровень. Младшие школьники, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. У них низкий уровень развития познавательного интереса. Все ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. У них низкий уровень беглости мышления и творческого воображения.
Согласно результатам диагностики с высоким уровнем развития творческих способностей 20% младших школьников, с низким 40%. Таким образом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проведенный анализ позволяет говорить о важности заявленной проблемы и о необходимости разработки и внедрения специальной программы, направленной развитие творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация
программы характеризуется
Основное
назначение разработанной социально-
Содержание занятий. На первом вводном занятии были проведены упражнения на знакомство, установку доверительных отношений с младшими школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Второе занятие было посвящено первой теме программы «Творчество, для чего оно нужно». В форме дискуссии дано определение понятиям творчество, творческие способности.
На третьем и четвёртом занятиях проводились игры на развитие творческого мышления. Например, в ходе игры «Что на что похоже» 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на ...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
На пятом занятии использовались приемы саморегуляции. Проводились игры и упражнения на развитие изобретательности, образного мышления, расширения восприятия, внимания.
На шестом и седьмом занятиях проводилось тренинговое занятие помогающее младшим детям осознать свои сильные и слабые стороны, способствующее развитию творческого потенциала, активности, желания побеждать, воспитывающее навыки уверенного поведения, повышающее уровень самооценки. В рамках тренинга социальный педагог, используя различные методы: сказку, психологические этюды, игры учит детей ценить собственные достижения, находить новые нестандартные возможности для решения возникающих проблем.
В рамках восьмого и девятого занятия социальный педагог учит младших школьников планировать работу, развивает инициативу, воображение. Для этого учащиеся читают сказку А. Курляндского «Ну, погоди!», после прочтения, социальный педагог предлагает детям самим придумать сказку, переделав только что прочитанную. Каждый рисует свой вариант сказки.
На десятом и одиннадцатом занятиях в работе по развитию творческих способностей использовались средства арт-терапии. Младшие школьники делился на две команды: первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Также с младшими школьниками проводилась игра «Волшебные кляксы». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.