Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:30, курсовая работа
Актуальность исследования. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Введение…………………………………………………………………...2-4
Глава I. Психолого-педагогические основы использования игры в учебном процессе.
1.1. Понятие игры и ее классификация………………….……………...5-15
1.2. Роль познавательной активности в игровых формах обучения....15-19
Глава 2. Технология развития познавательной активности средствами интеллектуальной игры
2.1. Особенности организации интеллектуальной игры…….………..20-22
2.2.Примеры интеллектуальных игр в химии……………………….………………………………………………...23-32
Заключение……………………………………………………………..34-35
Список литературы……………………………………………………35-37
Игра «Отгадываю задуманный
элемент»
Цель: Развить интерес и обратить
еще раз внимание на периодическую систему
Д.И.Менделеева.
Атрибуты: Периодическая система
Д.И.Менделеева и калькуляторы.
Описание игры. Ведущий просит
одного из учеников задумать любой химический
элемент периодической системы. После
этого ведущий предлагает провести с номером
этого элемента следующие вычисления
(без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить
5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается
ведущему, который тотчас объявляет элемент,
задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается
в следующем. Пусть задуман элемент №
25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие
математические действия:
25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему,
который в уме отбрасывает последнюю цифру
(получается 27) и отнимает от полученного
числа число 2 (получается 25). Это и есть
номер задуманного элемента. После этого
ведущему остается только назвать этот
элемент – марганец.
Игра «Сколько знаков?»
Цель. Развить воображение, интуицию,
наблюдательность и оценить внимание
учащихся.
Атрибуты. Карточки, на которых
различными цветами, шрифтами и размерами
изображены знаки 15–20 химических элементов.
Задание. Играющий должен с одного
взгляда прикинуть, сколько химических
символов изображено на карточке, и записать
соответствующее число. Затем играющий
получает карточку и выписывает символы
химических элементов и их названия.
Выигрывает тот, кто точнее угадает
число элементов и быстрее справится с
остальной частью задания.
Игра «Двойняшки»
Цель. Совершенствовать внимание,
закрепить знания химической символики
и формул высших оксидов.
Атрибуты. Карточки с символами
химических элементов, записанными в отдельные
клетки-прямоугольники.
Задание. Играющие должны найти
прямоугольники-«двойняшки», содержащие
одинаковые наборы символов химических
элементов, и написать формулы их высших
оксидов.
Выигрывает тот, кто раньше всех
справится с заданием.
Игра «Цепочка»
Цель. Активизировать мышление
учащихся, научить просчитывать нужные
варианты решения и лучше ориентироваться
в периодической системе.
Атрибуты. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева.
Задание. Ученики в классе делятся
на команды (лучше по вариантам). Ребята
за первыми столами по команде ведущего
пишут на листе название химического элемента
и передают листок ученикам за вторыми
столами. Те должны написать рядом название
другого элемента, начинающегося на букву,
которой кончается первое название, и
так далее. Побеждает команда, составившая
наиболее длинную цепочку-чайнворд.
Пример. Цинк – кобальт – тантал
– лантан – неодим – мышьяк – кислород
– диспрозий.
Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, формирования информационно-образовательной среды, основу которой составляют компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, видеоконференции и другие приложения сферы образования. При разработке такой среды упор делается на самостоятельную работу обучающихся, их коллективное творчество, проведение мини-исследований различного уровня. Образовательный процесс характеризуется, в первую очередь, тем, что он интерактивен в своей организации, имеет конкретную предметную область познания и реализует технологии доступа к образовательным ресурсам. Эффективность образовательного процесса во многом определяется обеспечением условий дружественного взаимодействия пользователей и информационно-образовательной среды с помощью телекоммуникационных средств.
Совместимость информационно-коммуникационных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важных методических принципов их применения.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Заключение
Курсовая имеет как теоретическое, так и практическое значение.
На основе психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность, структура, функции, классификация игры и её особенности в познавательной деятельности учащихся. Анализ изученного материала позволяет сделать вывод о том, что практически любой учитель сегодня применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения химии.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития познавательных процессов школьников.
Таким образом, учителю необходимо использовать на уроках технологии игровые моменты, приёмы и формы. Для более высоких результатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у учащихся. Игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещается взрослыми.
Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому способствует использование интеллектуальных игр в учебном процессе.
В связи с этим учителю необходимо:
1. Выявить уровень развития
мыслительных способностей
2. Разработать систему
уроков с использованием
3. Выявлять ошибки учащихся, корректировать,
и вносить необходимые
Список литературы:
ребенка / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
1 Плеханов Г. В. Письма без адреса. - Л.,1967, с. 113.
2 Шиллера Ф.. Собрание соч., т. 6, М., 1957. С. 302.
3 Беспалько В.П.. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. С. 57.
4 Крупская Н.К.. Пед. Соч. - М., 1959. С. 203.
5 Горький А.М. Полн. собр. соч. В 25 т. М., 1953. Т. 23. С. 207.
6 Крупская Н.К. Пед. Соч. - М., 1959. С. 116.
7 Макаренко А.С. Игра. Соч. - М., 1957. С. 34.
8 Сухомлинский В. А. 100 советов учителю. – Киев. 1984. С. 87.
9 Макаренко А.С. Игра. Соч. - М., 1957. С. 34.
10 Он же. Игра. Соч. - М., 1957. С. 88.
11 Макаренко А.С. Игра. Соч. - М., 1957. С. 76.
15 Леонтьев А. М. Педагогическое общение. – М., 1979. С. 96.
16 С.А.Шмалов. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмалов. - М.,1994. С. 93.
17 Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. С. 61.
18 Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. С. 62.
19 Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990. С. 9.
20 Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990. С. 13.
21 Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир. 2000. С. 5.
22 Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир. 2000. С. 10.
23 Макаренко А.С.. Игра. Соч. - М., 1957. С. 48.
24 Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир. 2000. С. 15.
Информация о работе Средства развития познавательных процессов учащихся в учебном процессе