Средства развития социальных эмоций у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Главное направление в эмоциональной сфере - способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы. В концепции М.И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему и основными средствами общения

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социальных эмоций у дошкольников.
1.1. Социальные эмоции как психологический феномен
1.2. Особенности развития социальных эмоций в дошкольном возрасте
1.3. Характеристика средств развития социальных эмоций у дошкольников
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию социальных эмоций у дошкольников
1.1. Описание методов диагностики особенностей развития социальных эмоций у дошкольников
1.2. Педагогический проект по развитию социальных эмоций у дошкольников.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач переделка.docx

— 108.32 Кб (Скачать файл)

- Как спланировать учебно-воспитательную  деятельность для максимально  успешного достижения поставленных  целей?

     Чтобы достичь  ожидаемых результатов, в ходе  работы над проектом необходимо  учитывать роль предметно-развивающей  среды, наличие положительных  эмоций в утренние часы, создание  эмоционального настроя в ходе  занятий, развитие социальных  навыков и эмоций посредством  театрализованной игры, формы и  методы работы с родителями.

     В соответствии  с целями и задачами проекта  можно определить его участников: дети, педагоги, родители. Проект рассчитан  на 1 год и предназначен для  детей 3-4-летнего возраста (вторая  младшая группа).

3. Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный.

-изучение методической  литературы по теме;

-изучение традиций, уклада  и образа жизни семьи каждого  ребёнка;

-проведение психолого-педагогического  обследования детей с целью  выявления индивидуальных особенностей  социально-эмоционального восприятия  мира;

-планирование работы  по социально-эмоциональному воспитанию  с учётом результатов обследования.

II. Практический.

-включение в работу  комплекса психогимнастических упражнений, созданных мною на основе поэтических текстов:

  1. «НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»

-- Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.

2.  «РОДИТЕЛИ»

-- Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

3.  «НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТКИ»

     Наши алые  цветки

     Распускают  лепестки.

(Плавно поднимаем  руки вверх.)

     Ветерок чуть  дышит,

     Лепестки колышет.

(Качание руками  влево-вправо.)

     Наши алые  цветки

     Закрывают  лепестки,

(Присели, спрятались.)

     Головой качают,

(Движения головой  влево-вправо.)

     Тихо засыпают.                                                                

4. «МЫ ЛЕТИМ ПОД ОБЛАКАМИ»

     Мы летим  под облаками,

     А земля  плывёт под нами:

     Роща, поле, сад  и речка,

     И дома, и  человечки.

(Махать руками, словно крыльями.)

     Мы летать устали что-то,

     Приземлились  на болото.

(Присели.)

III. Итоговый :

- проведение итогового  анкетирования родителей: «Как  изменился мой ребёнок?»

- обследование психо-эмоционального состояния детей в конце учебного года;

- анализ результатов работы  и корректировка отдельных элементов  программы (по необходимости);

- составление методических  рекомендаций по работе над  данной проблемой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме эмоционального развития дошкольников выяснилось, что ведущие отечественные  и зарубежные педагоги и психологи  подчеркивают важность и необходимость  развития эмоциональной сферы детей, как основы формирования нравственных, эстетических чувств, становления гармонически развитой личности. Тем временем, отмечается недостаток методических разработок для  дошкольных образовательных учреждений, учитывающих психолого-педагогический аспект формирования эмоциональной  сферы, закономерности развития детских  эмоций. Современная ситуация, связанная  с технологизацией жизни и с тем, что в современной семье часто один ребенок, только обострила эту проблему. Воспитатели, педагоги и психологи осознают необходимость создания специальных методик эмоционального развития детей, обеспечивающих обогащение социально-эмоционального опыта ребенка, баланс и гармоничность детского развития. Данная работа является определенным вкладом в решение проблемы.

Результаты проведенного исследования:

1. Были выделены особенности  развития эмоциональной сферы  детей старшего дошкольного возраста, которые выступают полем для  развития социальных эмоций и  нравственных инстанций ребенка.  Так, установлено, что в старшем  дошкольном возрасте основное  значение приобретает формирование  личностной функции эмоциональных  процессов.

2. Анализ различных методических  разработок привел к следующему:

а) Выяснилось, что методики эмоционального развития дошкольников основываются на концепции К. Изарда о базовых эмоциях, который выделил 10 таких эмоций. В современных методиках представлены 5 из них: радость, грусть, удивление, гнев, страх. В данной работе мы приняли во внимание важность эмоции интереса, которая является основой развития не только познавательного интереса ребенка, но и его заинтересованности в другом человеке, что является основой искренних, доброжелательных отношений и взаимопонимания. Предложенная методика включает 6 основных занятий, каждое из которых посвящено определенной эмоции, согласно принятой классификации, и 2 занятия, посвященные закрепляющим играм с целью представления спектра эмоций, целостности эмоционального мира.

б) Определены преимущества использования различных методов  и средств развития отдельных эмоций эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Выделена характеристика средств эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. В характеристику введены игры, упражнения по развитию эмоций, коммуникативные упражнения, этюды, психогимнастика, обсуждение художественных произведений, анализ содержания различных чувств, направленное рисование и моделирование эмоций с помощью пиктограмм.

Характеризующим средством методики является игра, которая не только помогает ребенку с помощью ролевых действий и взаимоотношений понять другого, поставить себя на его место, не только служит способом совместного переживания положительных эмоций, но и выступает методом диагностики развития эмоциональной сферы ребенка.

4. Проведено описание методов диагностирования в старшей группе детского сада, она включала первичную диагностику эмоционального развития детей, проведение цикла занятий, заключительную диагностику в виде систематического наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в игре и работы.

Результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики в развитии эмоций, интерпретации детьми эмоциональных состояний других, расширении диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, в развитии способности адекватно выражать эмоции в коммуникативной сфере. Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение: разработанная система средств, выстроенная на основе концепции базовых эмоций и овладении средствами интерпретации и понимания своих эмоциональных переживаний и эмоций другого способствовала обогащению социально-эмоционального опыта детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Анкудинова И.А. Влияние эмоционального развития на когнитивные процессы детей дошкольного возраста//

 

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – М., 2007

 

  1. Бабунова Т.М. Социально- личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие.МаГУ,2005.

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

 

  1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. –        4-е изд., - М.: Айрис-пресс 2008. – 160 с. (Библиотека психологии образования).
  2.  
    Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

 

  1. Гераскина Ю. Н. "Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Магу - 2005г.

 

 

  1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М.,1978.

 

  1. Дошкольная педагогика/ под ред. В.И. Логиновой, П.И. Саморуковой.-М., 1983.

 

  1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1986.

 

  1. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии.- 1974.-№6.

 

  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. – 347 с.

 

  1. .Изард К.Э. Психология эмоций/Перев.с англ.- СПб: Издательство «Питер», 1999.

 

  1. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

 

  1. Коломийченко Л.В. «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», Пермь, 2002.

 

  1. Кошелева А.Д., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие. – М.: academa, 2003. – 167 с.
  2. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.-2000.

 

  1. Леонтьев А.Н. Эмоции // Большая советская энциклопедия. М.: АО «Советская энциклопедия», 1931, т. 64, с. 190—194.

 

 

  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.- М.,2003.
  2. Немов Р.С. «Психология». Москва 2001 г. Т. 2.

 

  1. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.- Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.-М.:2004

 

  1. Психология детства// Под ред. А.А.Реана.- 2003.

 

  1. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

 

  1. Смирнова Е. О. "Детская психология". М - 2003г.

 

  1. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

 

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

 

  1. .Цукерман Г.А. "Психология саморазвития: задачи для подростков и педагогов" (ГЕНРИ ДЮПОН: Развитие детской эмоциональности 55)- Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Таблица №2  
нормативных требований к детям в области  
развития эмоций и социальных навыков в возрасте от 1 года и до 6 лет.  

 

Примечание:  
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.  
 
При работе с таблицей мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.  
 
Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития. 

 

 


Информация о работе Средства развития социальных эмоций у дошкольников