Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 09:32, курсовая работа
Главное направление в эмоциональной сфере - способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы. В концепции М.И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему и основными средствами общения
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социальных эмоций у дошкольников.
1.1. Социальные эмоции как психологический феномен
1.2. Особенности развития социальных эмоций в дошкольном возрасте
1.3. Характеристика средств развития социальных эмоций у дошкольников
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию социальных эмоций у дошкольников
1.1. Описание методов диагностики особенностей развития социальных эмоций у дошкольников
1.2. Педагогический проект по развитию социальных эмоций у дошкольников.
Заключение
Библиографический список
- Как спланировать учебно-
Чтобы достичь
ожидаемых результатов, в ходе
работы над проектом
В соответствии
с целями и задачами проекта
можно определить его
3. Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный.
-изучение методической литературы по теме;
-изучение традиций, уклада и образа жизни семьи каждого ребёнка;
-проведение психолого-
-планирование работы
по социально-эмоциональному
II. Практический.
-включение в работу комплекса психогимнастических упражнений, созданных мною на основе поэтических текстов:
-- Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.
2. «РОДИТЕЛИ»
-- Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?
3. «НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТКИ»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Качание руками влево-вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Присели, спрятались.)
Головой качают,
(Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.
4. «МЫ ЛЕТИМ ПОД ОБЛАКАМИ»
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
(Махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото.
(Присели.)
III. Итоговый :
- проведение итогового анкетирования родителей: «Как изменился мой ребёнок?»
- обследование психо-
- анализ результатов работы
и корректировка отдельных
- составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа психолого-
Результаты проведенного исследования:
1. Были выделены особенности
развития эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного
2. Анализ различных методических
разработок привел к
а) Выяснилось, что методики эмоционального развития дошкольников основываются на концепции К. Изарда о базовых эмоциях, который выделил 10 таких эмоций. В современных методиках представлены 5 из них: радость, грусть, удивление, гнев, страх. В данной работе мы приняли во внимание важность эмоции интереса, которая является основой развития не только познавательного интереса ребенка, но и его заинтересованности в другом человеке, что является основой искренних, доброжелательных отношений и взаимопонимания. Предложенная методика включает 6 основных занятий, каждое из которых посвящено определенной эмоции, согласно принятой классификации, и 2 занятия, посвященные закрепляющим играм с целью представления спектра эмоций, целостности эмоционального мира.
б) Определены преимущества
использования различных
3. Выделена характеристика средств эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. В характеристику введены игры, упражнения по развитию эмоций, коммуникативные упражнения, этюды, психогимнастика, обсуждение художественных произведений, анализ содержания различных чувств, направленное рисование и моделирование эмоций с помощью пиктограмм.
Характеризующим средством методики является игра, которая не только помогает ребенку с помощью ролевых действий и взаимоотношений понять другого, поставить себя на его место, не только служит способом совместного переживания положительных эмоций, но и выступает методом диагностики развития эмоциональной сферы ребенка.
4. Проведено описание методов диагностирования в старшей группе детского сада, она включала первичную диагностику эмоционального развития детей, проведение цикла занятий, заключительную диагностику в виде систематического наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в игре и работы.
Результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики в развитии эмоций, интерпретации детьми эмоциональных состояний других, расширении диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, в развитии способности адекватно выражать эмоции в коммуникативной сфере. Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение: разработанная система средств, выстроенная на основе концепции базовых эмоций и овладении средствами интерпретации и понимания своих эмоциональных переживаний и эмоций другого способствовала обогащению социально-эмоционального опыта детей.
Библиографический список
Приложение №1
Таблица №2
нормативных требований к детям в области
развития эмоций и социальных навыков
в возрасте от 1 года и до 6 лет.
Примечание:
Каждый из закрашенных прямоугольников
соответствует нормативному возрастному
интервалу, в течение которого появляется
новая нормативная способность ребёнка,
обозначенная текстом на том же уровне,
что и прямоугольник.
При работе с таблицей мысленно проведите
вертикальную линию в точке, соответствующей
возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с
какими из прямоугольников пересечётся
данная линия.
Эти прямоугольники, а также и те, которые
находятся слева от линии, и будут определять
те нормативные способности (согласно
перечню), которыми должен обладать Ваш
ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить
это с фактическим состоянием его развития.
Информация о работе Средства развития социальных эмоций у дошкольников