Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:28, контрольная работа
Детский фольклор - блок фольклорных жанров, включающий в себя: 1) творчество взрослых для детей, в том числе материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки; 2) произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми: заклички, считалки, приговорки и присловья, сопровождающие игры, сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, молчанки, голосянки, загадки, прозвища, дразнилки, поддевки; 3) самостоятельное детское творчество. К традиционному детскому фольклору относятся тексты, сформировавшиеся до XX века.
1.Вступление.Классификация детского фольклора:
Творчество взрослых для детей: материнский фольклор:
а) Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, загадки, пословицы, поговорки.
2. Произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми.
Обрядово игровой фольклор:
а) заклички, считалки, приговорки, присловья, сопровождающие игры.
Потешный фольклор:
а) скороговорки, небылицы-перевертыши, сечки, молчанки, голосянки.
3. Заключение.
4. Литература.
Красный рыжего спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я ни краской, ни замазкой,
Только суриком хватил.
Постепенно отмирающий во взрослом репертуаре, этот вид устного народного творчества довольно охотно подхватывается детьми (так в своё время произошло и с произведениями календарного фольклора). Услышанные от взрослых частушечные тексты обычно не поются, а декламируются или скандируются в общении со сверстниками. Порой они "приспосабливаются" к возрасту исполнителей, например:
Меня девки обижают,
Говорят, что ростом мал,
А я в садике Иринку
Десять раз поцеловал.
Почти полностью исчезают
из устного обихода такие
Дон, дон, дон:
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза вытращила,
Детей выпустила,
Побежала к кабаку,
Нанюхалась табаку,
Побежала к дубу,
Прищемила губу,
При бежала к вязу,
Отбегла без глазу,
Побежала к липе,
Били ее лыком,
Побежала к ели,
Волки ее съели.
Прочно зафиксированные в учебниках, пособиях и хрестоматиях, они ныне стали принадлежностью книжной культуры и активно используются педагогами, воспитателями, входят в программы как источник народной мудрости, отфильтрованной веками, как верное средство развития и воспитания ребёнка. Но современные родители и дети в устной практике используют их весьма редко, а если и воспроизводят, то как произведения, знакомые из книг, а не передающиеся из "уст в уста", что, как известно, и является одной из главных отличительных особенностей фольклора.
Современные жанры детского фольклора, лишь относительно недавно ставшие объектом собирания и изучения, ныне находятся на разной стадии развития.
Страшилки, чей пик популярности приходится на 70-80-е гг. XX века, на наш взгляд, постепенно переходят в "стадию консервации". Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих "страшное", до многочисленных фильмов ужасов).
С другой стороны, постепенно утрачивается и одно из главных условий процветания жанра - тайность его бытования. Из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки ныне становятся предметом всеобщего достояния. Они активно используются современными писателями (от Э. Успенского до Л.Петрушевской), рассказываются по телевизору и радио, публикуются в печати. Более демократичными становятся отношения между родителями и детьми, которые, уже не боясь непонимания, знакомят взрослых с ранее запретной областью своей субкультуры. Даже само слово "страшилка" приобретает необыкновенную популярность в повседневном речевом обиходе - не как определение жанра, а как обозначение всего страшного и пугающего (с некоторым оттенком снисходительного пренебрежения).
В противоположность страшилкам, необыкновенный расцвет переживает во многом родственный, но существенно отличающийся от них жанр "садистских стишков". Подросло и стало взрослым "первое поколение" исполнителей этого жанра, с увеличением декламировавших "стихи про маленького мальчика", Но, взрослея, люди (в основном -молодые мужчины) не забывают таких произведений - и в этом одна из отличительных особенностей жанра. "Убить" его на данном этапе не в силах даже многочисленные публикации в газетах, где подчас устраиваются даже конкурсы авторских и фольклорных "садистских стишков". Сохраняя "классический" блок текстов, порой восходящих к творчеству Олега Григорьева ("Я спросил электрика Петрова: "Для чего ты намотал на шею провод?" Ничего Петров не отвечал, только тихо ботами качал"), "садистские стишки" активно пополняются новыми сюжетами, мотивами и образами. Например:
Мальчик у дяденьки дрель утащил,
Долго железную трубку сверлил.
Пламя огромное вспыхнуло сразу,
Пять областей оказалось без газа.
В их числе - полуавторские "литературные садистские стишки":
Спорил с соседями папа Джульетты.
Дедушкой папа не будет за это.
Как и другие "живые" разновидности фольклора, этот жанр активно реагирует на всё новое, используя при этом приём "перелицовки" старых схем:
Дети в подвале играли в попсу.
Зверски расстреляна тётя Алсу.
Причина популярности жанра садистских стишков, как нам кажется, в их комически-снижающем отношении ко всему страшному, пугающему. Как и страшилки, но совершенно по-своему, они, травестируя ужасное, подвергая его почти кощунственному осмеянию, выполняют своеобразную психотерапевтическую функцию, ослабляя сакральные страхи подростка. На смену небылицам, перевертышам, ловушкам, поддевкам пришли анекдоты.
Небылицы – веселые песенки сказочного содержания:
Таракан дрова рубил,
Комар по воду ходил,
В грязи ноги завязил.
Блоха поднимала,
Живот надрывала.
Вошка баню топила,
Гнида щелок варила,
Вошка париться ходила
Со угару-то упала,
На лохань ребром попала,
Слава богу окалела,
Всему миру надоела.
Перевертышами называли песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми:
Лыко мужиком подпоясано,
Ехала деревня мимо мужика,
Глядь из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку
И давай бить палку,
Собака амбар-то поджала,
Да в хвост и убежала.
Изба пришла в мужика,
Там квашня бабу месит.
Детский внеигровой фольклор был пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту-ловушку:
Я пойду в лес.
Слушатель: и я,
Я срублю дерево.
С.: и я.
Я вырублю колоду.
С.: и я.
И замешу свиньям.
С.: и я.
Они будут есть.
С.: и я.
Особым жанром детского внеигрового фольклора являлись так называемые поддевки:
- Скажи «топор».
- Топор
- Твой батька вор.
***
- Скажи «На бане лоза»
- На бане лоза.
- Твоя мать коза.
Детские анекдоты последнее время получают официальную "прописку" в средствах массовой информации, особенно в печати. Наряду со специфическими "детскими" сюжетами про Чебурашку и крокодила Гену, про Колобка, Волка и Зайца и др. сказочно-литературных персонажей, они активно впитывают в себя "взрослые" сюжеты и образы. Так, ещё в 1997 г. в детском фольклоре не было анекдотов про "новых русских", сегодня же в нём присутствует обширный блок подобных произведений:
"Новый русский" говорит своей жене:
- Дорогая,
ты хотела на день рождения норку? Я тебе
купил, но убирать за ней ты будешь сама.
Наряду с этим ещё больше стало детских анекдотов "про Вовочку", например:
Как и другие жанры, анекдот реализует и обыгрывает популярные образы кинематографа:
Данила Багров, поигрывая пистолетом;
Фольклорные переделки-пародии ещё не столь широко задействованы массовой культурой (хотя по их принципу и строятся выступления КВНа и т.п., когда на известный мотив придумывается новый текст, эксплуатируется в своих целях популярная модель стихотворения, песни). В свою очередь, фольклорные переделки - пародии щедро используют классические или массовые произведения - от народных до эстрадных.
Чаще всего основой переделки становится хрестоматийное, обычно с детства знакомое (например, сказка К.И. Чуковского "Федорино горе"), в которое привносится новое содержание:
Скачет пейджер по полям,
А компьютер по лугам.
За провайдером "Стинол"
Вдоль по улице пошёл.
До сих пор самыми
популярными переделками
Сказка "Волк и семеро козлят"
Жила-бьша коза, и было у неё семеро козлят. Ушла коза, пришёл серый волк и стал петь тоненьким голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся - ваша мама пришла, молочка принесла. Течёт молочко по вымечку, с вымечка по копытечку, с копытечка во сыру землю".
Открыли козлята и говорят: "Ты, волк, с ума сошёл? Какое молоко?! Наша мама в магазин пошла, мы её за пивом послали".
По-прежнему богатый материал
для переделок-пародий
Он уехал прочь на газонокосилке,
От леса остались пеньки да опилки
(по песне А. Апиной "Он уехал прочь на ночной электричке").
Протестный характер, присущий многим переделкам-пародиям, ещё в большой степени характерен для граффити - яркой принадлежности молодёжной субкультуры, возникшей в древности, но необыкновенно популярной в настоящее время. Граффити - надписи и рисунки на стенах, заборах, в школьных и студенческих аудиториях - имеют свои традиции, разновидности и стили. Они дают прекрасный материал для изучения настроений, интересов и проблем молодёжи, хотя начали изучаться фольклористами сравнительно недавно. Ныне делаются попытки "приручить" этот "дикий" жанр отведением специальных мест, организацией конкурсов и фестивалей граффити.
Граффити и девичьи альбомы принадлежат к редкому виду письменного фольклора, тогда как большинство произведений народного творчества бытует в устной форме.
Девичий альбом, процветавший ещё в пушкинские времена, видоизменялся с течением лет по крайней мере дважды: из тетради со стихами, пожеланиями и рисунками примерно во второй половине XX в. он трансформируется в "Песенник", основное содержание которого составляют тексты песен, проиллюстрированные вырезками из журналов и даже этикетками.
В конце XX в. происходит новая метаморфоза: "Песенники" превращаются в "Анкеты". Резко усиливается их коммуникативная функция, а сам альбом под руководством хозяйки становится плодом коллективного детского (преимущественно девичьего) творчества. Многочисленные опросники, гадания, гороскопы, в него входящие, оформляются фотографиями друзей и артистов, наклейками-стикерсами и т.п.
Ещё одна характерная примета времени - выпуск предприимчивыми полиграфистами готовых печатных "Анкет" и "Альбомов" разной направленности и стоимости. Задушит ли ширпотреб этот жанр фольклорно-самодеятельного творчества, покажет время.
Детский фольклор самым тесным образом проник в литературу.
При обращении к художественному опыту русской литературы XX века представляется возможным выделить несколько основных типов фольклорного заимствования.
1. Структурное заимствование из
фольклора имеет место, когда
писатель (осознанно или неосознанно)
Информация о работе Старое и новое в русском детском фольклоре