Старое и новое в русском детском фольклоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Детский фольклор - блок фольклорных жанров, включающий в себя: 1) творчество взрослых для детей, в том числе материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки; 2) произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми: заклички, считалки, приговорки и присловья, сопровождающие игры, сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, молчанки, голосянки, загадки, прозвища, дразнилки, поддевки; 3) самостоятельное детское творчество. К традиционному детскому фольклору относятся тексты, сформировавшиеся до XX века.

Содержание

1.Вступление.Классификация детского фольклора:
Творчество взрослых для детей: материнский фольклор:
а) Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, загадки, пословицы, поговорки.
2. Произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми.
Обрядово игровой фольклор:
а) заклички, считалки, приговорки, присловья, сопровождающие игры.
Потешный фольклор:
а) скороговорки, небылицы-перевертыши, сечки, молчанки, голосянки.
3. Заключение.
4. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)
  1. Образное заимствование .выражается в двух основных формах. Первая - это явственное перенесение фольклорного образа в художественное произведение, например, Смерть в произведениях М.Горького, А.Твардовского, А.Кима и др. Вторая форма образного заимствования - более сложный путь ассоциативно-образного наследования, когда создаваемый писателем образ лишь ассоциируется с народным, имея фольклорный подтекст /например, былинно-сказочные ассоциации в образах Степана Копенкина и его коня Пролетарская Сила из "Чевенгура" А.Платонова/.
  1. Особо следует выделить заимствование художественных приемов и средств устного народного творчества. Тропы фольклора ныне стали традиционными для литературы и чаще всего не осознаются как фольклорные в контексте художественного произведения. Тем не менее необходимо подчеркнуть фольклорное происхождение таких приемов, как постоянный эпитет и инверсия, анафора и антитеза, синтаксический и психологический параллелизм и многих, многих других.

Рассмотрение основных типов фольклорных заимствований  логически подводит к выводу о  том, что они воплощают тягу к  чудесному, необычному, стремление к обобщению и осмыслению действительности с позиций традиционных нравственных категорий и форм художественного мышления.

Один из самых популярных и почти неизученных жанров детского фольклора - это "вызывания7''- Имея несомненную мифологическую природу, они прочно сочетают слово и действие, соединение которых должно способствовать появлению кого-либо из желанных персонажей. Кого вызывают современные дети? Круг героев довольно широк и разнообразен. Это Баба Яга (из сказки), домовой (из былички), черное пятно (из страшилки), а также гномики, "матерный король'', "жвачная корова", пьяный ёжик и т.д. Обязательно проведение ритуала ночью и при отсутствии взрослых. Иногда "вызывания" производятся ради самого "появления", эмоциональной встряски, сопровождающей действо. Иногда - с целью задать вопросы (тогда "вызывания" наиболее близки к девичьим гаданиям и спиритическим сеансам взрослых). Подчас у вызываемых просят что-либо (например, у "жвачной коровы" - жвачку) (2) ,

Самый популярный персонаж "вызываний" и, одновременно, самый  опасный - это Пиковая Дама. Истоки образа - в карточном гадании, в  повести А.С. Пушкина и опере  П.И. » Чайковского. В этом ритуале бывает задействован почти ^ весь арсенал магической атрибутики: зеркало, свечи, \   капли духов и т.д.

К самым поздним по времени возникновения можно отнести обряд вызывания (точнее, даже выведения) русалочки с помощью банки воды и расчёски. По всей вероятности, он возник как отклик на Диснеевский мультфильм.

 

Заключение:

 

Итак, произведя краткий  анализ современного состояния традиционных и относительно новых жанров детского фольклора, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

мониторинг современной  фольклорной ситуации ещё раз  доказывает, насколько динамичен, мобилен детский фольклор: каждый год в нём происходят заметные изменения; отслеживая ситуацию в течение последних трёх-четырёх лет, уже можно выделить определённые закономерности, весьма симптоматичные для всего развития устного народного творчествав целом;

по мере отмирания в  устном репертуаре жанры устного  народного творчества постепенно укореняются в художественной литературе; с другой стороны, "легализация" фольклора в массовой культуре, периодической печати и т.п. отчасти способствует его вымыванию из устной практики (чем больше публикуется частушек, анекдотов, "садистских стишков", тем больше их читают... но меньше рассказывают);

пополнение текстового состава исторически сложившихся  жанров идёт за счёт "модернизации" старых текстов, их "перелицовки"; наличие этого факта - залог сохранности того или иного "старого" жанра (загадки, считалки и т.д.); в появлении и развитии относительно новых видов детского фольклора - перспективы дальнейшего существования устного народного творчества.

Вся область детского фольклора  остается и, несомненно, останется живой. Дети наследуют от старших поколений  традиционные виды игр, загадки, считалки, дразнилки, поддевки. Активно равиваются жанры детской мифологии (образы вызывания духов, страшные рассказы, игры в вымышленные старны). Широко популярен школьный фольклор, девичьи анкеты и альбомы. В связи со сферой детства сохраняются и жанры традиционного материнского фолбклора: обрядовые приговоры (на рост, на первый зуб, при мытье), колыбельные, пестушки, потешки, и, конечно же, сказки.

 

      Литература.

 

1. Василенко В.А. Детский  фольклор в кн.: Русское народное  поэтическое творчество. М., 1978, с.132.

2. Виноградов П.С. Русский  детский фольклор. Игровые прелюдии, Иркутск, 1930.

3.  Капица О.И. Десткий фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, собирание, обзор материалов. Л.: Прибой, 1928,- с. 12-27

4. Литература №12/2000г.  с. 4-5

5. Виноградов П.С. Детский  фольклор. Публикация А.Н. Мартыновой// Из истории русской фольклористики/ Ред.А.А. Горелов. – Л.: Наука,  Ленингр. отделение, 1978г. – с.158-188

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Старое и новое в русском детском фольклоре