Структура и иерархия экосистем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – теоретически обосновать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема»; рассмотреть их структуру и обязательные компоненты, а также провести анализ по формированию экологических знаний об экосистемах в курсе Окружающий мир в учебно-методическом комплексе «Школа 2100».
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: - осуществить подбор и анализ литературы по теме исследования; - дать научно-теоретические обоснования природной экологической системы; - провести анализ УМК «Школа 2100» с 1 по 4 классы по курсу «Окружающий мир»; - разработать тестовые задания для учащихся начальной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретические обоснования природной экологической системы…………………………………………………………………………….5
1.1. Экосистема - основное понятие экологии. …………………………………5
1.2. Биогеоценоз. Учение о биогеоценозах…………………………………….11
1.3. Биоценоз как биологическая система. Понятие и структура биоценозов……………………………………………………………………….18
1.4. Основные среды жизни……………………………………………………..22
Глава 2. Формирование знаний об экосистемах в курсе Окружающий мир (УМК «Школа 2100»)……………………………………………………………26
2.1. Анализ УМК «Школа 2100» с 1 по 4 классы по курсу «Окружающий мир»……………………………………………………………………………....26
2.2. Тестовый материал для учащихся ………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………...……….34
Библиографический список литературы……………………………………….36
Терминологический словарь……………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа структура и иерархия экосистем.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

Программа «Мир и человек» автора А.А. Вахрушева – новый интегративный курс для  начальной  школы,  включающий изучение некоторых основ жизни человека и человечества. Он предусмотрен  для изучения предметов «Ознакомление с окружающим  миром»  и «Природоведение». Задача курса – научить младшего школьника понимать окружающий мир.

Курс «Окружающий мир» 1 класс.

Живые обитатели планеты (9 ч) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и  животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки –  помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука  о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения  в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

2-й класс. В курсе «Наша планета Земля» (68 ч)

Земля – наш общий  дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно  обитающие живые организмы и  тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Экскурсия «Знакомство  с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Экологическая система изучается в курсе «окружающий мир» в течение  10 ч в третьем классе и дает следующие понятия:

Большой круговорот в  биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный  корм аквариумных рыб. Озерные и  речные рыбы. Бактерии и их роль в  переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и  его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый  круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые  растения: злаки и разнотравье. Дерновина  и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви  и бактерии, их роль в почвенном  плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья  – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра  в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?

Поле – искусственная  экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость  круговорота веществ на полях  от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая  искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Также для ознакомления и изучения экосистем проводятся экскурсии «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота  веществ (13ч)

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растения. Цветок –  орган размножения. Семя и его  роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями  многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твердых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы –  позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение  с дикими животными. Правила поведения  с домашними животными.

Грибы – разрушители  древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные  и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные  разрушители веществ. Бактерии –  самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности  бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота  для своих нужд. Разрушение круговорота  веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать  запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк  или ботанический сад, краеведческий  музей, тема «Многообразие растений и животных».

К концу 3-го класса учащиеся должны знать основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва); об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике.

Учащиеся должны уметь:

– применять законы и  правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

– классифицировать живые  организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

– уметь проводить  наблюдения за растениями и животными;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения  к живым организмам.

Таким образом, в целом  у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Тестовый материал для учащихся

 

Актуальность исследования заключается  в том, что одним из важных структурных элементов урока  и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся на уроках окружающего мира является тестовая технология. Такие преимущества тестов, как объективность, быстрота проверки выполненной работы, возможность индивидуализировать процесс обучения, дифференцирующая сила тестов, ставят их на одно из ведущих мест в формах контроля знаний учащихся.

Для выявления уровня знаний по теме «Экологические системы» учащихся 2класса было разработано 5 заданий. К каждому заданию теста предлагаются 3 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий ученик должен указать номер верного ответа в тесте. Все задания составлены с учетом содержания учебного материала в курсе «Окружающий мир» по УМК «Школа 2100».

Тест:

Вопрос №1:

Что такое экосистема?

а) это единство живой  и неживой природы;

б) группа растений и животных;

в) наука об окружающем человека мире.

Вопрос №2:

Назовите составные  части экосистемы:

а) едоки, мусорщики, кормильцы;

б) воздух, вода, почва, горные породы и кормильцы, едоки и мусорщики;

в) вода, воздух, почва, едоки, кормильцы.

Вопрос №3:

Какую роль в экосистемах выполняют растения?

а) «едоков»;

б) «кормильцев»;

в) «мусорщиков».

Вопрос №4:

Определите, какая цепь питания изображена правильно.

а) трава волк бактерии;

б) орехи белка рысь;

в) мышь лиса бактерии.

Вопрос №5:

Какое значение имеют «мусорщики»?

а) поедают растения и других животных;

б) умеют неорганические вещества превращать в органические;

в) органические вещества превращают в минеральные.

 

Таким образом,    систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически использовать такую форму  контроля как  тесты, которые будут развивать  самостоятельность,  ответственность, внимание, мышление,  т.к. это будет способствовать повышению   уровня  знаний, умений и навыков   младших школьников, также  такая форма контроля способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

 

 

 

 

 

Заключение

 

1. Экосистема – это основное понятие экологии. Экология рассматривает взаимодействие живых организмов и неживой природы. Это взаимодействие, во-первых, происходит в рамках определенной системы (экологической системы, экосистемы) и, во-вторых, оно не хаотично, а определенным образом организовано, подчинено законам.

Экосистемой же называют совокупность продуцентов, консументов и редуцентов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.

2. Для естественной экосистемы характерны три признака:

1) экосистема обязательно  представляет собой совокупность  живых и неживых компонентов;

2) в рамках экосистемы  осуществляется полный цикл, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие;

3) экосистема сохраняет  устойчивость в течение некоторого  времени, что обеспечивается определенной  структурой биотических и абиотических  компонентов.

3. Простые экосистемы входят в более сложно организованные. При этом реализуется иерархия экологических систем. Важным следствием иерархической организации экосистем является то, что по мере объединения компонентов в более крупные блоки, которые, в свою очередь, объединяются в системы, у этих новых функциональных единиц возникают новые свойства, отсутствовавшие на предыдущем уровне.

Информация о работе Структура и иерархия экосистем