Сущность игры в системе экологического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Содержание

Введение. Программы экологического воспитания дошкольников………………………3
Сущность игры, место в системе экологического воспитания……………………………5
Виды игр, используемые в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
Требования к играм для экологического воспитания дошкольников……………………12
Анализ практического применения экологических игр в детском саду…………………15
Заключение…………………………………………………………………………………...17

Библиографический список…………………………………………………………………20
Приложения ………………………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по экологии последняя версия.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

а) Старшие дошкольники  ощущают повышенную потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

б) Игры вызывают у детей приятные чувства и  эмоции, которые снижают напряженность  в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляется на познавательную деятельность;

в) Дошкольники  проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые  разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это  значит, что происходит формирование личности дошкольника.

Использовать игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

- о многообразии  и разнообразии природных объектов, о растениях и животных, как  живых организмах;

- о взаимосвязях  и взаимозависимостях в природе  (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

- о человеке, как части природы;

- о культуре  поведения в природе.

Игры для  обогащения экологических представлений  целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариантно, в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Само по себе наличие экологических представлений  не гарантирует экологически целесообразного  поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Исходя из этого  разработаны и модифицированы игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе.

Серия игр для  воспитания эмоционально-ценностного  отношения к природе включает два блока:

1). Игры для  развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

2). Игры для  формирования нравственно-оценочного  опыта поведения дошкольников  в природе.

Суть игр  для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что  дошкольники, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте - прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:

· у дошкольников должен быть сформирован широкий  круг представлений об объектах природы;

· игры лучше  всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли  подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);

· игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться свеем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны - препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.

Необходимо  подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие - возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя.

Создается определенное отношение к природе в целом  и к конкретному её объекту, обостряется  внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу игр  для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе  составляют определенные ситуации.

В ходе игр обсуждаются  последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений  в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Особенностью  игр является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом  виде, а постепенно подводят их к  собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое  предложение запретов и предписаний, в соответствие с которыми дети должны действовать.

Таким образом, мы рассмотрели несколько видов  познавательной деятельности, связанной  с миром природы. Пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические  знания, которые являются формированием личности старшего дошкольника.

Анализ  практического применения экологических  игр в детском саду

Посетив МБДОУ  д/с № 197,  мы наблюдали создание воспитателями специальных игровых обучающих ситуаций с целью экологического образования дошкольников старшего возраста.

Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевали использование игрушек-аналогов. Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. С помощью таких игрушек педагог может легко продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми объектами.

Данный вид  игровых обучающих ситуаций воспитатели  используют при ознакомлении детей с птицами, рыбками и другими животными, а также при сопоставлении игрушечных и живых деревьев.

Игрушки - аналоги  можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам об особенностях жизни зайца в условиях леса, его приспособленности к разным временам года может участвовать игрушечный зайчик. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушечный зайчик «живет» в уголке, ему никто и ничто не угрожает, он не приспосабливается к окружающим его условиям, т.е. это его среда обитания. Создается ситуация в ходе которой дети обучают белочку, рассказывают ей, используя картины, то, что им знакомо, педагог дополняет их рассказы новыми, незнакомыми детям сведениями и тем самым незаметно обучает детей.

Данный вид  игрушек может включаться в любой  вид деятельности детей: занятия, наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной литературы.

Второй тип  игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно поведению в сюжете сказки, из которой данный персонаж.

Дюймовочку  дети знают, как добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых  обучающих ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка дети знакомятся с посадкой растений. Дюймовочка рассказывает, как нужно сажать цветы, как за ними ухаживать, чтобы цветы были красивыми.

Дюймовочка  приглашает детей отправиться в  путешествие по сказке, из которой она пришла. В ходе этого путешествия дети знакомятся с представителями животного и растительного мира, узнают об существенных отличительных особенностях среды обитания героев сказки.

Используя литературного  персонажа Незнайку, не он учит детей, а дети учат его. Например, дети знакомят Незнайку с обитателями уголка природы, рассказывают ему о том, что можно делать с ними, а что нет. Воспитатель вносит дополнения в рассказ детей, тем самым он обогащает знания и Незнайки и воспитанников.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Чтобы игровая  обучающая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполнила  дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой  игровой обучающей ситуации воспитатель  выполняет две роли - куклы и  свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-путешествия. Путешествия  здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.

В процессе игр-путешествий  дети посещают новые, интересные места  и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.

Воспитатель в  этой игре выполняет главную роль - экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного мира.

Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель  предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы  не наступить на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая  во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различное лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленными к ним листочками, аналогичными по цвету или форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны ещё и потому, что они предполагают различные формы организации детей, их можно проводить со всей группой или не большой подгруппой.

Заключение.

Основы экологической  культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые  попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к  природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Воспитание  экологической культуры включает в  себя следующее:

- надлежащее  отношение к окружающей природе,  правильное понимание и видение;

- гуманное отношение  к природе (нравственное воспитание).

Гуманное отношение  к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас  мир уникален и неповторим. Он нуждается  в нашей заботе. Это отношение  и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Ребенок должен понять, что человек и природа  взаимосвязаны, поэтому забота о  природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит  вред природе, наносит вред человеку.

Очень важно  показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет  все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.

Информация о работе Сущность игры в системе экологического воспитания