Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:08, контрольная работа
Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Введение. Программы экологического воспитания дошкольников………………………3
Сущность игры, место в системе экологического воспитания……………………………5
Виды игр, используемые в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
Требования к играм для экологического воспитания дошкольников……………………12
Анализ практического применения экологических игр в детском саду…………………15
Заключение…………………………………………………………………………………...17
Библиографический список…………………………………………………………………20
Приложения ………………………………………………………………………………….21
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра - это способ
осмысления окружающего мира и своего
места в нём, освоения соответствующих
различным ситуациям людей
В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
Важную роль
играет коллективная игра. Это дает
воспитателю возможность
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Таким образом:
· В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;
· Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.
В процессе общения
с природой в игровой форме
у детей воспитывается
Библиографический список
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
4. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п.л.
5. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006. - 51 с. - 2,5 п.л.
6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Знание, 1999. - с. 28.
8. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.
9. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.
10. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.
11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 319 с.
12. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
13. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.
14. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию.С-Пб.,2007
15. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Тюмень, 2007
16. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.М., 1981
17. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004
18. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998
Экологические игры, используемые в работе воспитателями
«Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется
несколько раз с заменой
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
«Грибная полянка»
Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.
Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.
Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
Ход.
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами.
Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.
Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).
На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.
Игра-загадка «Лес»
Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.
Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети -- отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.
Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Появляется ель.)
И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)
Воспитатель продолжает:
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, Шапочки зелены.
(После отгадывания
и объяснения на столе
-- Что же у нас получилось? -- спрашивает воспитатель.-- (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев? - Читает загадки:
Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я... (Подосиновик.)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника.)
(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)
-- В лесу живут
разные звери и птицы. Узнайте,
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый -- краса! А зовут ее... (Лис а.)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.
-- Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!
Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.
Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки, которые появятся на столе после отгадывания детских загадок.).
В заключение воспитатель предлагает загадку про лес:
Богатырь стоит богат,
Угощает все ребят:
Ваню -- земляникой,
Таню -- костяникой,
Машеньку -- орешком,
Петю -- сыроежкой,
Катеньку -- малинкой,
Васю -- хворостинкой. (Лес.)
Перечень игр с экологическим содержанием
Информация о работе Сущность игры в системе экологического воспитания