Сущность проблемного обучения. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть тему «Проблемное обучение».
Исходя из главной цели, сформулирован ряд задач:
1. Изучить исторические аспекты проблемного обучения.
2. Охарактеризовать сущность проблемного обучения.
3. Рассмотреть проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
4. Указать достоинства и недостатки проблемного обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки…………..3
1.1. Исторические аспекты проблемного обучения………………………...3
1.2. Сущность проблемного обучения……………………………………….9
1.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения…………..13
1.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения…………………..15
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

р психология.docx

— 31.57 Кб (Скачать файл)

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.

Заключение

В данной контрольной работе была рассмотрена тема: «Проблемное обучение».

В результате написания работы, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:

Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Достоинства: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

Недостатки: в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. – 159 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 234 с.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. – 585 с.

4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. – 489 с.

5. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975. – 275 с.

6. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. - 365 с.

7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. – 274 с.

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 524 с.

9. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. – 175 с.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990. – 234 с.

11. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1988. – 184 с.

12. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991. – 411 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с.

14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. - 835 с.

 

 


Информация о работе Сущность проблемного обучения. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения