Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого. Задачи:
1.Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как вид деятельности дошкольника.
2. Показать развитие сюжетно- ролевой игры в каждой возрастной группе.
3. Выявить особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Содержание

Введение ____________________________________________________3
I Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста.
1.1. Характеристика сюжетно- ролевой игры_______________________5
1.2 Руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду_________ 11
II Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
2.1. Организация игры в младшем возрасте_____________________17
2.2. Организация игры в среднем дошкольном возрасте___________20
2.3 Организация игры в старшего дошкольного возраста_________23

Заключение___________________________________________________27 Список литературы____________________________________________30

Вложенные файлы: 1 файл

Моя контрольная работа №2.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Руководство сюжетно-ролевых игр в детском саду.

 

Дошкольный  возраст — один из важнейших этапов в формировании и развитии индивидуальных и коллективных игровых интересов  детей. Под игровым интересом  мы понимаем сложное психическое  образование, которое воспринимаем одновременно и как особое непосредственное эмоционально-познавательное отношение к игре или игрушке; и как стремление выразить познанное в деятельности; как потребность ребенка заниматься именно данной деятельностью, которая обеспечивает соучастие в жизни взрослого, удовлетворяет потребность в общении, приносит радость созидания, творчества.8

"Необходимыми  элементами, обеспечивающими интересную  игровую деятельность, развитие  познавательных интересов и моральных  качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.9

Важность сюжетно-ролевой  игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному педагогом сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводит к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.

Первое условие  успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Игровое общение  воспитателя с детьми позволяет  ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.10

Известно, что  игра возникает в том случае, когда  у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии  или явлении, которое ему интересно  и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы обогащают замысел игры.

Иногда педагог  становится участником игры, берет  на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в  этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

Расцвет ролевой  игры начинается с четырехлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает  в средине дошкольного возраста (5—6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.

Интерес к играм  содействует расширению кругозора, опыта ребенка, способствует его  умственному развитию, обогащению и  углублению знаний, формированию общественных представлений. Игровой интерес активизирует не только восприятие, память, но и мысль, речь ребенка, побуждает его применять приобретенные знания в практической деятельности. О наличии развитого игрового интереса можно говорить в том случае, если ребенок более или менее длительное время не отвлекается от игры, его внимание сосредоточено на развитии сюжета и выполнении роли, если он выражает желание брать определенную роль и у него есть любимые роли, если ребенок не желает прекращать игру и выражает сожаление по поводу ее окончания, если он охотно и активно выполняет все виды работ (лепит, рисует, строит, мастерит) по изготовлению игрушек и атрибутов, связанных с темой игры, едет оживленные разговоры с воспитателем, родителями и детьми об игре после ее окончания.11

Иногда игра, хорошая по теме, приобретает нежелательное  направление, поведение детей не соответствует роли: воспитатель  груб с детьми, солдаты недисциплинированны. Причины такого явления различны. Может быть, ребенок плохо представляет себе деятельность, характер изображаемого лица и наделяет его качествами, которые наблюдал у других людей. А может быть обнаруживаются его собственные недостатки, грубость, недисциплинированность. И в том и другом случае необходимо повлиять на ребенка через образ, дать ему представление о том, как поступает человек, которого он изображает, как он относится к своей работе, к людям. Педагог может воздействовать своим примером, стать участником игры. В других случаях на помощь приходят наблюдения, чтение книги на данную тему.

Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными поступками. Порой  затеваются игры, в которых дети изображают, например, пьяных, ссоры  между соседями. Нельзя допустить  этого. Необходимо отвлечь детей  от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.

Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о  том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Чтобы найти  правильный путь влияния на детскую  игру, надо понимать ее, уметь наблюдать  играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей  не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к  самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, педагог должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.       Педагогическое руководство играми детей требует глубокого знания основных возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности ребенка.

Руководство игровой  деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных методов и  приемов, с помощью которых воспитатель  осуществляет руководящую роль в  воспитании и развитии дошкольника  в процессе игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Отдельные воспитатели детских садов руководят играми детей формально, не вникая в суть игрового замысла, удовлетворяясь тем, что все дети чем-то заняты, в группе спокойно, нет конфликтов; используют однообразные методы руководства играми, не стремятся выявить игровые интересы, учесть их в работе, поддерживать и развивать их у каждого ребенка.

Руководство же игровыми действиями производится непосредственно воспитателем в период игры в определенной мере интуитивно. Воспитатель опирается на знание индивидуальных и возрастных особенностей детей, конкретную ситуацию, опыт, такт и педагогическое мастерство. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.12

 

Вывод: Таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог стремится пробудить у ребенка возможность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающимися реальные и фантастические элементы.     Позиция педагога постепенно меняется от «участника игры - носителя новых игровых умений» к позиции «партнера - помощника», который направляет игру, помогает детям незаметно перейти к использованию предметов- заместителей. Руководство сюжетно-ролевыми играми является незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства

 

2.1. Организация игры детей младшего возраста.

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно  проходит её освоение в период раннего возраста. К 3 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия.13

Мухина В.С. отмечает, что в работе с детьми 2—3 лет  одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогать малышам  развивать содержание игр, в которых  возможны объединения из нескольких (2—3) человек.14

Формирование  сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного  взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка  к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром - взрослым, а затем сверстником.

Сюжетно-ролевая  игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.

Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель  прежде всего стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит выполнять  роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с  этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.

Важнейшим условием появления сюжетных игр у детей третьего года жизни становится насыщение игрой всей жизни детей в группе. Это можно сделать, превращая в игровой сюжет реальные события из жизни группы. Существенную роль в младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Воспитатель использует дидактические игры типа "Оденем куклу Таню", "У куклы Тани день рождения", "У, жим куклу Таню спать" и др., драматизирует в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; использует игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаёт игровые ситуации, которые наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т.д.)  

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста