Таким образом, следует отметить, что
истории развития детской игрушки, по
сути, и не было, она незначительно развивалась
параллельно с развитием трудовой деятельности.
На основе положений Д. Б. Эльконина об
истории развития сюжетно-ролевой игры,
можно сказать, что некоторое время игры
не было, а был только труд. С эволюцией
человека и появилась игра, прототип труда.
Детские игры ничем не отличались от взрослых,
а сюжетно-ролевых игр и совсем не было.
Появление сюжетно-ролевых игр обязано
драматическому искусству взрослых.
- Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка
Сюжетно-ролевые творческие игры — это
игры, которые придумывают сами дети. В
играх отражаются знания, впечатления,
представления ребенка об окружающем
мире воссоздаются социальные отношения.
Для каждой такой игры характерны: тема,
игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется творческое воображение
ребенка, который учится оперировать предметами
и игрушками как символами явления окружающей
жизни, придумывает разнообразные комбинации
превращения, через взятую на себя роль
выходит из круга привычной повседневности
и ощущает себя активным "участником
жизни взрослых", как говорил Д. Б. Эльконин.
В играх ребенок не только отражает окружающую
жизнь, но и перестраивает ее, создает
желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский
в своих работах, "игра ребенка не есть
простое воспоминание о пережитом, но
творческая переработка пережитых впечатлений,
комбинирование их и построение из них
новой действительности, отвечающей запросам
и влечениям самого ребенка».
В игре все стороны личности ребенка
формируются в единстве и взаимодействии.
Игра занимает большое место в системе
физического, нравственного, трудового
и эстетического воспитания дошкольников.
Игра имеет большое образовательное
значение, она тесно связана с обучением
на занятиях, с наблюдениями повседневной
жизни.
Нередко игра служит поводом для сообщения
дошкольникам новых знаний, для расширения
их кругозора. С развитием интереса к труду
взрослых, к общественной жизни, к героическим
подвигам людей у детей появляются первые
мечты о будущей профессии, стремление
подражать любимым героям. Все это делает
игру важным средством создания направленности
личности ребенка, которая начинает складываться
в дошкольном детстве.
Играя, дети учатся применять свои знания
и умения на практике, пользоваться ими
в разных условиях. В творческих играх
открывается широкий простор для выдумки,
экспериментирования. В играх с правилами
требуется мобилизация знаний, самостоятельный
выбор решения поставленной задачи.
Игра - самостоятельная деятельность,
в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Их объединяют общая цель, совместные
усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые переживания оставляют глубокий
след в сознании ребенка и способствуют
формированию добрых чувств, благородных
стремлений, навыков коллективной жизни.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы
сделать каждого ребенка активным членом
игрового коллектива, создать между детьми
отношения, основанные на дружбе, справедливости,
ответственности перед товарищами.
В игре воспитывается интерес и уважение
к труду взрослых: дети изображают людей
разных профессий и при этом подражают
не только их действиям, но и отношению
к труду, к людям. Часто игра служит побудителем
к работе: изготовлению необходимых атрибутов,
конструированию.
Игра — важное средство эстетического
воспитания дошкольников, так как в этой
деятельности проявляется и развивается
творческое воображение, способность
к замыслу, развивается ритм и красота
движений. Обдуманный подбор игрушек помогает
формированию художественного вкуса.
Таким образом, в дошкольном детстве
игра является важнейшей самостоятельной
деятельностью ребенка и имеет большое
значение для его физического и психического
развития, становления индивидуальности
и формирования детского коллектива.
3. Структура, содержание
и виды сюжетно-ролевой игры
А.П. Усова замечала, что в
старшем возрасте, с развитием опыта, наблюдательности
детей, мотивы выбора игры включают в себя
отношения ребёнка к тому или иному событию
(явлению). Основной источник, питающий
сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий
его мир, жизнь и деятельность взрослых
и сверстников, а основной особенностью
сюжетно-ролевой игры является наличие
в ней воображаемой ситуации. Воображаемая
ситуация складывается из сюжета и ролей.
Дети старшего дошкольного возраста
обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают
его предварительно, на элементарном уровне
планируют развитие содержания. Как говорила
А. П. Усова: «Игры приобретают наибольшую
полноту, яркость, выразительность. Дети
играют по несколько дней, продолжая совершенствовать
замысел» (7, с.25). Сюжет игры — это ряд событий,
которые объединены жизненно мотивированными
связями. В сюжете раскрывается содержание
игры — характер тех действий и отношений,
которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем
сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок
принимает на себя роль взрослого. Наличие
роли в игре означает, что в своем сознании
ребенок отождествляет себя с тем или
иным человеком и действует в игре от его
имени. Ребенок соответствующим образом
использует те или иные предметы (готовит
обед, как повар; делает укол, как медсестра),
вступает в разнообразные отношения с
другими играющими (хвалит или ругает
дочку, осматривает больного и т. д.). Роль
выражается в действиях, речи, мимике,
пантомиме.
В сюжете дети используют
два вида действий: оперативные и изобразительные
- «как будто».
Сюжетно-ролевая игра имеет
свою специфическую структуру. Эта структура
включает в себя следующие компоненты: игровой
замысел, сюжет или ее содержание; игровые
действия; роли; правила, которые диктуются
самой игрой и создаются детьми или предлагаются
взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Игровой замысел - это общее определение
того, во что и как будут играть дети.
Он формулируется в речи, отражается
в самих игровых действиях, оформляется
в игровом содержании и является стержнем
игры.
Главным компонентом
сюжетно-ролевой игры является сюжет,
без него
нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера
действительности, которая воспроизводится
детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые
игры подразделяются на:
Игры на бытовые
сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»,»дни рождения»
(большое место уделяется кукле)
Игры на производственные
и общественные темы, в которых отражается труд людей
(школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль)
Игры на героико-патриотические
темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
Игры на темы литературных
произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т.д.
Режиссерские
игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается
ребенком с помощью роли, которую он берет.
Для ребенка роль – это его игровая позиция:
он отождествляет себя с каким-либо персонажем
сюжета и действует в соответствии с представлениями
о данном персонаже По тому значению, какое принадлежит
роли в процессе игры, многие из игр получили
название ролевых или сюжетно-ролевых.
Роль всегда соотнесена с человеком или
животным; его воображаемыми поступками,
действиями, отношениями. Ребенок, входя
в их образ, играет определенную роль.
Но дошкольник не просто разыгрывает эту
роль, он живет в образе и верит в его правдивость.
Изображая, например, капитана на корабле,
он отражает не всю его деятельность, а
лишь те черты, которые необходимы по ходу
игры: капитан дает команды, смотрит в
бинокль, заботится о пассажирах и матросах.
Роли бывают:
- эмоционально-привлекательные (мама, доктор)
- значимые для игры (директор магазина
и др.)
В процессе игры самими детьми (а в некоторых
играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие
и регулирующие поведение и взаимоотношения
играющих. Они придают играм организованность,
устойчивость, закрепляют их содержание
и определяют дальнейшее развитие, усложнение
отношений и взаимоотношений.
Все эти
структурные элементы игры являются более
или менее типичными, но они имеют разное
значение и по-разному соотносятся в разных
видах игр.
Сюжетно-ролевые игры различаются:
- по содержанию (отражение быта, труда
взрослых, событий общественной жизни);
- по организации, количеству участников
(индивидуальные, групповые, коллективные);
- по виду (игры, сюжет которых придумывают
сами дети, игры-драматизации - разыгрывание
сказок и рассказов; строительные).
Также не менее важным компонентом в
игре являются игрушки они могут быть
готовыми, самодельными или предметами-заместителями.
Таким образом,
главными структурными компонентами сюжетно-ролевой
игры являются сюжет, который представляет
собой отражение ребенком окружающей
его мира; содержание - это то, что воспроизводится
ребенком в качестве центрального и характерного
момента деятельности и отношений между
взрослыми в их деятельности, и развитие
и усложнение.
4. Организация игры в старшей и подготовительной
группах
Чем старше становятся дети, чем выше
оказывается уровень их общего развития,
тем более ценной бывает игра (особенно
педагогически направляемая) для становления
самодеятельных форм поведения: у детей
появляется возможность самим намечать
сюжет или организовывать игры с правилами
(дидактические, подвижные), находить партнеров,
ставить цель и выбирать средства для
реализации своих замыслов. Самодеятельная
игра, требует от ребенка умения устанавливать
взаимоотношения с товарищами. В этих
неформальных детских объединениях проявляются
разные черты характера ребенка, его привычки,
интересы, представления об окружающем,
различные умения, например, умение самостоятельно
находить выход из возникающих в игре
проблемных ситуаций, руководствуясь
известными нормами и правилами поведения,
или умение самостоятельно организовать
реальную (а не воображаемую) трудовую
деятельность для решения игровых задач.
Организуя игровую деятельность детей, педагог в свою
очередь, может реализовать следующие
задачи:
Задачи:
Учиться считаться
с мнением товарищей, учитывать возможности
и желание друг друга.
Учить развивать
обогащать содержание игры, без конфликтов
распределять игровой материал и роли
между участниками, разрешать споры, вопросы,
недоразумения.
Тактично влиять
на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права
друг друга.
Формулировать
познавательный интерес и организационные
навыки.
Воспитывать
умственную активность, нравственные
чувства.
Учить навыкам
самоорганизации, распределять роли между
собой.
Развивать творческое
воображение, способствовать совместно развертывать игру.
Воспитывать
умение справедливо решать споры, тактично
отказаться от роли.
Закрепить умение
самостоятельно ставить игровые задачи.
Способствовать
выявлению и формированию разнообразных
интересов и способностей.
Воспитывать
умение считаться с интересами и мнением
товарищей по игре.
Закрепить положительные
чувства и привычки.
Побуждать у
детей широко и творчески использовать
знания о работе взрослых.
Воспитывать
доброжелательность, готовность помочь
пострадавшему.
Продолжать
учить детей выполнят различные роли в
соответствии с сюжетом.
Воспитывать
чувство юмора.
Воспитывать
дружеские взаимоотношения, приучать
играть, не мешая друг другу.
Продолжать
работу по объединению играющих детей
в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных
детей.