Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:21, реферат
Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Своим источником воображение имеет объективную реальность. А в свою очередь продукты воображения находят объективное материальное выражение. Оно связано с особенностями личности, ее интересами, знаниями и навыками.
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте.
1. Теоретическая часть 2
1.1 Краткая характеристика воображения 2
1.2 Воображение, его сущность, формы выражения воображения, формы синтеза представлений в процессе воображения 3
5. Творческое воображение 12
1.3 Виды воображения
Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны.
Всякое увлекательное, интересное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Крайним случаем произвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаний. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Произвольной воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
По степени выраженности активности различаются:
По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение – представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д.
Чаще всего мы сталкиваемся
с воссоздающим воображением, когда
необходимо воссоздать какое-либо представление
по словесному описанию. Однако бывают
случаи, когда мы воссоздаем представление,
о каком-либо предмете не пользуясь
словами, а на основе схем и чертежей.
В этом случае успешность воссоздания
образа во многом определяется способностями
человека к пространственному
Следующий вид воображения – творческое. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые образы (которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности) не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
При этом различаются:
новизна объективная – если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося об опыте других людей;
новизна субъективная – если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.
Возникшее в труде творческое
воображение остается неотъемлемой
стороной технического, художественного
и любого другого творчества, принимая
форму активного и
Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предыдущий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.
Источник творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте.
Неправильно думать, что творчество – свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Так называемое вдохновение – оптимальная концентрация духовных сил и способностей человека – есть результат большого предшествующего труда.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, то есть не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностью мечты является то, что, она направлена на будущую деятельность, то есть мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения.
Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.
Есть ситуации, когда мечта
выступает в виде своеобразной формы
психологической защиты, обеспечивающей
временный уход от возникших проблем,
что способствует определенной нейтрализации
негативного психического состояния
и обеспечению сохранности
Воображение пассивное – характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать.
Оно может быть:
Виды воображения можно представить в схеме
1.4 Развитие воображения, условия развития воображения
Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Оно развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно.
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка – в автомашину. Следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность – игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения речью
сопровождается увеличением практического
опыта и развитием внимания, что
позволяет ребенку легче
Однако синтез происходит
со значительными искажениями
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Объект игры ребенка часто существует только в воображении, равно как и для взрослых, элемент воображения является важным переходом из мира работы в мир игры и отдыха. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
Можно сделать вывод, что основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью.
Алгоритмизация приемов
генерирования новых идей является
очередным этапом развития методов
творческого воображения и
Одной из ведущих психических функций, определяющих творческие способности, является воображение. Изучая воображение как процесс создания новых образов, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — первый, подготовительный этап работы творческого воображения, в ходе которого объективная реальность, присутствующая в опыте человека, дробится на части, подготавливая «строительный материал» — единичные элементы. На этом этапе работа воображения происходит бессознательно.
На втором этапе — этапе ассоциации — из этих вычлененных единиц путем сочетаний, которые ранее казались невозможными, невероятными, немыслимыми, и создаются новые целостностные образы (Рибо, 1901). Г. Селье также определяет воображение как бессознательную способность психики управлять порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций, комбинировать факты новыми способами (Селье, 1987).
Исследования выявили типичные способы и приемы, которые используются для преобразования обычных объектов, фактов и явлений в новые и фантастические. Одним из основных приемов является комбинирование — сочетание имеющихся в опыте человека элементов в новые, более или менее необычные комбинации. Анализ сказок и научно-фантастической литературы позволил выявить ряд приемов конструирования фантастических идей: агглютинация (на основе комбинирования), изменение величин — в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), схематизация, обобщение и типизация; акцентуирование и другие (Дудецкий,1969, 1974; Беркинблит, Петровский, 1968; Игнатьев, 1966; Петровский, 1961; Рибо, 1901; Рубинштейн, 1989).