Творчество в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Сегодня современный ребенок — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый оценить явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические основы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………...................…9
1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов ……………………………………..……………..12
1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду ……..15
Выводы по первой главе……………………………………………...…………33
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей пяти - шести лет в ДОУ № 1 ……………………………….………………………………..36
2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Анализ результата диагностического этапа исследований..............47
Выводы по второй главе………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Библиографический список………………………………………………..……61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по творчеству 2.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

Нетрадиционное рисование  имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок  получает лишь пользу. Особенно важна  связь рисования с мышлением  ребенка. Кроме того, нетрадиционное рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Изобразительная  деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.

В основу работы по обучению нестандартным приемам рисования, упражнений, игр и разнообразным  средствам в изобразительном  творчестве используется пособие Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Воспитательно-образовательный процесс планируется с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематических литературных произведений, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяют сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.

Необходимо помнить, что  каждый ребенок — это отдельный  мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее  жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная  тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

"Истоки способностей  и дарования детей — на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно  говоря, идут тончайшие нити —  ручейки, которые питают источник  творческой мысли. Другими словами,  чем больше мастерства в детской  руке, тем умнее ребенок", —  утверждал В. А. Сухомлинский.

Главное в работе любого педагога, чтобы занятия приносили  детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или  кисточку и мучить его. Первые неудачи  вызовут разочарование, и даже раздражение. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Нетрадиционные способы изобразительной техники, доступные детям дошкольного возраста.

Нетрадиционные способы  рисования:

1. Пальцевая живопись  – хэппинг. 

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования  пальчиками – это самый простой  способ получения изображения. В  раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными  инструментами, и поэтому детям  легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая  гроздь винограда, просто загляденье.

Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка  в краску, и малыш ставит ею отпечаток  на бумаге, затем дополняем рисунок  пятнашками от пальчиков, и получился  жираф, к столбику прижали ладошку  и нарисовали пальчиками точки –  получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

2. Оттиск печатками из  картофеля. 

Уже с раннего возраста я учу детей рисовать пробками, печатками из картофеля. Эта техника  позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя  из его отпечатков самые разнообразные  композиции. Ребенок прижимает печатку  к подушечке с краской и  наносит оттиск на лист бумаги.

3. Оттиск отпечатками  листьев. 

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем  гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и  снимаем, получается аккуратный цветной  отпечаток растения.

4. Техника «Тампование»

Эту технику мы используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики.

Еще один из видов «тампования» - это оттиск смятой бумагой. Смятая бумага прижимается к штемпельной  подушечке с краской и на бумагу наносится оттиск.

5. Рисование свечой.

Детям очень нравиться  рисовать свечкой. Рисуя невидимые  штрихи или ставя точки, а затем  нанести на лист краску, то можно  увидеть на листе дождь или  волны.

6. Техника «Монопития»

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной  листа, развернув, вы увидите необычные  узоры. В них можно увидеть  цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что  бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко  объяснить детям закон симметрии.

7. Техника «Диапития»

Тампоном или краской  нанесите легкий слой краски на гладкую  поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку  что–нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение  рисунка с интересной фактурой и  цветным фоном.

8. Техника «Кляксография»

Хорошо развивают воображение  игры с кляксами (кляксография). Ребенок  зачерпывает гуашь пластиковой  ложечкой и выливает на бумагу. В  результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается  другим листом и прижимается. Дети рассматривают  изображение, определяют: «На что  же это похоже? ».

9. Техника «Ниткопись»

Эта техника вызывает у  детей бурный восторг. Вам понадобятся  хлопчатобумажные нитки, набор разведенных  гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени  размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа  ее за кончик, аккуратно уложите  на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку  вытягивайте. Получилось очень красивое изображение.

Следующим разделом нетрадиционных способов изобразительной деятельности является бумажная пластика.

Бумажная пластика – это, по сути, конструирование из бумаги, в котором художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала –  бумаги.

1. Рисование на мятом  листе. 

Этот способ позволяет  без особых усилий добиваться объемного  изображения – в результате реальные объекты (лес, горы, реки и др.) приобретают  естественные очертания.

2. Техника «Сминание»

Это достаточно простая техника, позволяющая ребенку изменить форму  бумаги и увидеть ее целостный  образ: облако, цветок, уточку и т. д. эти образы рождаются в рассуждениях: на что или кого это похоже, а  если повернуть и посмотреть с  другой стороны, то можно увидеть  уже другой предмет или образ.

Работая в этом направлении, можно отметить, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит  от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. А у детей дошкольного  возраста игра является основным видом  деятельности.

Выводы по 1 главе

 

По мнению ряда современных  психологов (А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, Е.А. Флерина, З.А. Боготеева, Д.И. Фельдштейн и др.), лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно  — творческие способности, умения и  навыки детей необходимо начинать развивать  как можно раньше, поскольку занятия  изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного  мышления и памяти детей. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок  испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое  он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное  — создавая изображение, ребенок  приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления  об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Дошкольный возраст имеет  богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Формирование мотивов  изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Следующей задачей является формирование восприятия, так как  изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.

Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства [4].

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями  являются:

1. Раннее физическое и  интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей  развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение  ребенком задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребенок  добирается до "потолка " своих  возможностей.

4. Предоставление ребенку  свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности  занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная  помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение взрослыми  стремления ребенка к творчеству.

Создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей так как

формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для  этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование  является одним из важнейших средств  познания мира и развития знаний эстетического  восприятия, так как оно связано  с самостоятельной, практической и  творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью  способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного  мышления и памяти детей.

 

 

ГЛАВА 2. Анализ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ № 1

 2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста

 

Каждый из видов изобразительной  деятельности имеет свои возможности  и средства для изображения предметов  и явлений, в совокупности давая  возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование - более сложное  средство изображения, чем лепка  и аппликация.

Рисование красками, нанесение  мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в раннем возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей  пространства, в котором располагаются  предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.

Навыки по технике рисования  связаны с развитием рук ребенка -координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Типы занятий дифференцируются по характеру вещей, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

- занятия по сообщению  детям новых знаний и ознакомлению  их с новыми способами изображения;

- занятия по упражнению  детей в применении знаний  и способов действия, направленные  на репродуктивный способ познания  и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и  умений;

Информация о работе Творчество в дошкольном возрасте