Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:08, курсовая работа
Актуальность темы: Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Сегодня современный ребенок — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый оценить явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.
Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические основы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………...................…9
1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов ……………………………………..……………..12
1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду ……..15
Выводы по первой главе……………………………………………...…………33
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей пяти - шести лет в ДОУ № 1 ……………………………….………………………………..36
2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Анализ результата диагностического этапа исследований..............47
Выводы по второй главе………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Библиографический список………………………………………………..……61
- занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один - два раза в месяц.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
В старшей
группе детского сада
Техника «Граттаж»
— это способ выделения рисунка
путем процарапывания пером или острым
инструментом бумаги или картона, залитых
тушью. Слово «Граттаж» произошло от французского
gratter — скрести, царапать, поэтому другое
название техники — техника царапанья.
Черно-белый граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения
изображения: ребёнок натирает свечой лист
так, чтобы он весь был покрыт слоем воска.
Затем на него наносится тушь с жидким
мылом, либо зубной порошок, в этом случае
он заливается тушью без добавок. После
высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж
Материалы: масляная пастель,
парафин, черная гуашь или тушь.
Способ получения изображения: ребёнок
сначала закрашивает лист полностью разноцветной
масляной пастелью, немного сверху проходится
парафиноми и после заливает лист черной
гуашью. Рисунок процарапывает острым
предметом, можно использовать зубочистку.
Рисование методом тычка
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»:
Техника « Фотокопия» ( рисование восковыми мелками, жировой пастелью, свечкой). Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Техника « Пластилиновая живопись». Контуры предметов на картоне « закрашиваются » пластилином – размазываются небольшими кусочками. Примерная тематика «Любимые игрушки, « Разноцветные бабочки».
Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.
Пример техники кляксографии:
• Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
• Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
• Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
• Раскрыть лист и посмотреть, что получилось
• Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
• Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.
Диагностика развития творческих способностей, проведенная в старшей группе детского сада № 1 показала, что в группе 4 способных детей из 21 человека, которые активны, творчески относятся к заданиям, 12 детей - проявляют интерес и активность, но эпизодически и нерегулярно. У 5 детей есть интерес, но технические навыки слабые.
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;
диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;
метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.
Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.
Задачами исследовательской работы является:
- проведение исследовательской
работы по выявлению
- разработка путей развития
творческих способностей в
- апробирование инновационных
техник в живописи для
Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:
1) способность создания
художественного образа на
2) способность к цветовосприятию
окружающего мира, отражение с
помощью цветовых образов,
3) способность рационально
применять различные техники
и рисовать живописными
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи..
Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.
1 –й этап.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом.
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».
Программное содержание:
закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.
Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.
Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
№ |
Имя ребенка |
Увлечен. темой и техникой |
Способн. созд. худ. образ |
Способн. к цвето- воспр. |
Способн. рацион. применять техники |
Владение техникой изображен. |
Знание основ цветовед. |
1. |
Алена Б. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
2. |
Максим В. |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
3. |
Сережа В. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
4. |
Галина Е. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
5. |
Ирина К. |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
6. |
Денис К. |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
7. |
Саша Л. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
8 |
Лена М. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
9. |
Настя М. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
10. |
Юля Н. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
11. |
Саша П. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
12. |
Юля Р. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
13. |
Ирина Т . |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
14. |
Даниил Т. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
15. |
Яна С. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
16. |
Женя У. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
17. |
Катя У. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
18. |
Антон Х. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
19. |
Игорь Ч. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
20. |
Женя Ш. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
21. |
Костя Я. |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |