Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:08, курсовая работа
Актуальность темы: Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Сегодня современный ребенок — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый оценить явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.
Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические основы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………...................…9
1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов ……………………………………..……………..12
1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду ……..15
Выводы по первой главе……………………………………………...…………33
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей пяти - шести лет в ДОУ № 1 ……………………………….………………………………..36
2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Анализ результата диагностического этапа исследований..............47
Выводы по второй главе………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Библиографический список………………………………………………..……61
Условные обозначения:
˨ - низкий уровень;
˧ - средний уровень;
˥ - высокий уровень
Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Алена Б., Настя М., Женя У., Саша П., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей, а Максим В. Ирина К., Денис К. Ирина Т и Костя Я.. показали наиболее низкий уровень развития.
2 –й этап.
Формирующий эксперимент.
Проводился с детьми: Аленой Б., Настей М., Женей У., Сашей П., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.
Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи.
При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения.
Тема: «Весеннее дерево».
Программное содержание:
закреплять умение рисовать
с помощью «тычка»; развивать
творческое воображение; развивать
способность к цветовосприятию
окружающего мира, отражение с
помощью цветовых образов, впечатлений;
развивать способность
Ход занятия.
В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».
Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.
Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение.
Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.
Тема: «Одуванчики в траве».
Программное содержание:
Учить детей представлять
образ цветка в соответствии с
его описанием в стихотворениях
поэтов; закреплять навыки рисования
штрихами полусухой кистью – прямыми
штрихами при рисовании желтой головки
цветка. При изображении белой
головки использовать прием «набрызга».
Развить способность
Ход занятия.
В начале занятия детям
были прочитаны стихотворения и
предоставлены иллюстрации с
изображением одуванчиков. В течение
занятия был использован
Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки), которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.
Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.
3 –й этап.
Итоговый эксперимент.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.
Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.
В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.
Дети активно и старательно выполняли работу. Коллективная работа получилась очень интересной по содержанию.
Итог подведен в виде таблицы:
№ |
Имя ребенка |
Увлечен. темой и техникой |
Способн. созд. худ. образ |
Способн. к цвето- воспр. |
Способн. рацион. применять техники |
Владение техникой изображен. |
Знание основ цветовед. |
1. |
Алена Б. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
2. |
Максим В. |
˧ |
˨ |
˧ |
˨ |
˨ |
˨ |
3. |
Сережа В. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
4. |
Галина Е. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
5. |
Ирина К. |
˧ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
˨ |
6. |
Денис К. |
˧ |
˨ |
˧ |
˨ |
˨ |
˨ |
7. |
Саша Л. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
8 |
Лена М. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
9. |
Настя М. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
10. |
Юля Н. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
11. |
Саша П. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
12. |
Юля Р. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
13. |
Ирина Т . |
˧ |
˨ |
˧ |
˨ |
˨ |
˨ |
14. |
Даниил Т. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
15. |
Яна С. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
16. |
Женя У. |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
˥ |
17. |
Катя У. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
18. |
Антон Х. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
19. |
Игорь Ч. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
20. |
Женя Ш. |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
˧ |
21. |
Костя Я. |
˧ |
˨ |
˧ |
˨ |
˨ |
˨ |
Условные обозначения:
˨ - низкий уровень;
˧ - средний уровень;
˥ - высокий уровень
Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Апробированы инновационные техники в живописи для развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения.
Все исследуемые уровни определены на среднем уровне. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались.
Самым важным является постоянная
работа со способными детьми и введение
в систему дошкольного
По мнению ряда современных
психологов (А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова,
Е.А. Флерина, З.А. Боготеева, Д.И. Фельдштейн
и др.), лучшим периодом для развития
творчества является дошкольный возраст.
Также общеизвестно, что художественно
— творческие способности, умения и
навыки детей необходимо начинать развивать
как можно раньше, поскольку занятия
изодеятельностью способствуют развитию
не только творческих способностей, но
и воображения, наблюдательности, художественного
мышления и памяти детей. В процессе
всех видов изобразительной
Дошкольный возраст имеет
богатейшие возможности для развития
творческих способностей. К сожалению,
эти возможности с течением времени
необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,
как можно эффективнее
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и
интеллектуальное развитие
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение
ребенком задач, требующих
4. Предоставление ребенку
свободы в выборе деятельности,
чередовании дел,
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая
обстановка, поощрение взрослыми
стремления ребенка к
Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Проведенная диагностика по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста показала, что рисование нетрадиционными способами интересна детям старшего возраста. Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Кроме того, нетрадиционное рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.
Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Апробированы инновационные техники в живописи для развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения.
Все исследуемые уровни определены на среднем уровне. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались.
Самым важным является постоянная
работа со способными детьми и введение
в систему дошкольного
5. Жукова О.Г. Развитие практических умений и творческих способностей ребенка в детском саду и начальной школе: вопросы теории и практики.- М.: АРКТИ, 2011
6. «Изобразительная деятельность –художественный труд» - «Учитель», 2008
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
8. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
9. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
10. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
11. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
12. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
13. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
15. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.- М.: Знание, 1984.- 78 с.
16.Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
17. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ/ Цквитария Т. А. - Сфера, 2011
18.Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
19. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.
20. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
21. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.