Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 20:55, реферат
Сущность понятия «нравственное воспитание личности». Содержание нравственного воспитания с позиции целостного подхода. Поведенческая культура младших подростков, ее формирование.
Следовательно, основными компонентами нравственного воспитания согласно данному подходу являются:
С точки зрения Б. Т. Лихачева, личностно значимые нравственные ценности, закладывающие со временем фундамент нравственного человека, формируются только в реальных жизненных ситуациях, в процессе активного взаимодействия личности с обществом, природой, а также в процессе осознанного нравственного выбора. Другими словами, нравственное воспитание не ограничивается простым заучиванием и выработкой привычек должного поведения [].
Содержание нравственного воспитания с позиции целостного подхода (О. С. Богданова, И. А. Каиров, С. В. Черепкова и др.) предстает в качестве целостного процесса развития и формирования нравственной личности ребенка. Составляющими компонентами рассматриваемого подхода являются формирование нравственных убеждений, привычек и навыков нравственного поведения, нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, мировоззрения человека в целом. То есть это все те структурные компоненты, являющиеся главными в вышеперечисленных подходах, но которые выступают в неразрывной системе целостного подхода. Исходя из теории данной концепции, нравственное воспитание результативно осуществляется только как целостный процесс организации жизни воспитуемого, который соответствует нормам общественной морали [].
Следует отметить, что теоретически обоснован и оправдан на практике целостный подход нравственного воспитания, подход органической слитности нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания может быть достигнута, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама противоречивая и многогранная жизнь. Нравственное воспитание осуществляется не только на вербальном или деятельностном уровне, но и в повседневных социальных отношениях и тонкостях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, принимать решения, совершать поступки, делать выбор, опираясь при этом на свои знания и представления, оторые он получил в процессе нравственного просвещения.
Вернувшись к определению понятия нравственного воспитания, необходимо обратить внимание на то, что это процесс целенаправленный. То есть воспитателю необходимо очень четко представлять нравственные качества, которые он хочет сформировать у воспитуемых, и какова ценность личности, которая обладает данной совокупностью нравственных качеств.
Поведенческая культура младших подростков в большей степени формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, которые сложились в школе и семье.
И.Ф. Харламов включал в содержание нравственности следующие компоненты:
1. отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. отношение к труду
(трудолюбие) – предусматривает
наличие потребности в созидательной
трудовой деятельности и
3. отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение увязывать свои усилия с усилиями других.
4. отношение к себе
– уважение себя при уважении
других, высокое сознание
5. гуманность, или человеколюбие.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что нравственным считается такой человек, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. То есть, нравственность в своем истинном значении это не механическое исполнение моральных норм, которые установлены в обществе. Это внутреннее твердое требование каждой личности к себе самой, которое выступает за здоровые общественные потребности и связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.
Выводы по 1 главе:
1) Нравственное воспитание считается базисом всего процесса воспитания, так как с помощью него осуществляется формирование базовых качеств личности, происходит приобщение к вечным человеческим ценностям.
2) Нравственные понятия только тогда могут стать руководством к действию, когда они не только выучены, а глубоко осознаны и перевоплощены в моральные убеждения. Существование подобных убеждений и устойчивого привычного нравственного поведения подтверждает воспитанность человека в нравственном отношении, его нравственную зрелость.
3) Нравственная воспитанность личности является одним из самых существенных и важных факторов социальной жизни, общественного становления и исторического развития. Она заключается в свободном взаимодействии стремлений, чувств и действий каждого члена общества со стремлениями, чувствами, и действиями сограждан, а также интересами и компетентностью всего общества. Каждое нравственности проявление отличают добровольность и личная инициатива согласования.
4) Среди существующих
подходов к пониманию
Информация о работе Теоретические вопросы нравственного воспитания школьника