Теоретические вопросы нравственного воспитания школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 20:55, реферат

Краткое описание

Сущность понятия «нравственное воспитание личности». Содержание нравственного воспитания с позиции целостного подхода. Поведенческая культура младших подростков, ее формирование.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Следовательно, основными компонентами нравственного воспитания согласно данному подходу являются:

  • формирование привычек и навыков нравственного поведения;
  • формирование способности совершать нравственный выбор в процессе обширной человеческой деятельности. []

С точки зрения Б. Т. Лихачева, личностно значимые нравственные ценности, закладывающие со временем фундамент нравственного человека,  формируются только в реальных жизненных ситуациях, в процессе активного взаимодействия личности с обществом, природой, а также в процессе осознанного нравственного выбора. Другими словами, нравственное воспитание не ограничивается простым заучиванием и выработкой привычек должного поведения [].

Содержание нравственного воспитания с позиции целостного подхода (О. С. Богданова, И. А. Каиров, С. В. Черепкова и др.) предстает в качестве целостного процесса развития и формирования нравственной личности ребенка. Составляющими компонентами рассматриваемого подхода являются формирование нравственных убеждений, привычек и навыков нравственного поведения, нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, мировоззрения человека в целом. То есть это все те структурные компоненты, являющиеся главными в вышеперечисленных подходах, но которые выступают в неразрывной системе целостного подхода. Исходя из теории данной концепции, нравственное воспитание результативно осуществляется только как целостный процесс организации жизни воспитуемого, который соответствует нормам общественной морали [].

Следует отметить, что теоретически обоснован и оправдан на практике целостный подход нравственного воспитания, подход органической слитности нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания может быть достигнута, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама противоречивая и многогранная жизнь. Нравственное воспитание осуществляется не только на вербальном  или деятельностном уровне, но и в повседневных социальных отношениях и тонкостях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, принимать решения, совершать поступки, делать выбор, опираясь при этом на свои знания и представления, оторые он получил в процессе нравственного просвещения.

Вернувшись к определению понятия нравственного воспитания, необходимо обратить внимание на то, что это процесс целенаправленный. То есть воспитателю необходимо очень четко представлять нравственные качества, которые он хочет сформировать у воспитуемых, и какова ценность личности, которая обладает данной совокупностью нравственных качеств.

Поведенческая культура младших подростков в большей степени  формируется под  влиянием  личного  примера  учителей,  родителей,  а  также   традиций, которые сложились в школе и семье.

  И.Ф. Харламов включал  в  содержание нравственности  следующие компоненты:

   1. отношение к Родине (патриотизм) – любовь к  своей  стране,  истории, обычаям, языку, желание  стать на ее защиту, если это  потребуется.

   2. отношение к труду (трудолюбие) – предусматривает  наличие потребности  в созидательной  трудовой деятельности и понимание  пользы  труда  для себя и  общества, а также наличие трудовых  умений и навыков.

   3. отношение к обществу  (коллективизм)  –  умение  согласовывать  свои желания с  желаниями  других,  умение  увязывать  свои  усилия с усилиями других.

   4. отношение к себе  –  уважение  себя  при  уважении  других,  высокое сознание общественного  долга, честность, правдивость,  скромность, нравственная чистота,

   5. гуманность, или  человеколюбие.

 

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что нравственным считается такой  человек,  для  которого  нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения,  как привычные  формы  поведения.  То есть,  нравственность в  своем истинном значении это не механическое  исполнение моральных норм, которые установлены в обществе. Это внутреннее  твердое требование каждой личности к себе самой, которое  выступает за здоровые общественные  потребности и связанные  с  ними  моральные   знания, взгляды, убеждения и идеалы.

 

 

 

Выводы по 1 главе:

1) Нравственное воспитание считается базисом всего процесса воспитания, так как с помощью него осуществляется формирование базовых качеств личности, происходит приобщение к вечным человеческим ценностям.

2) Нравственные понятия только тогда могут стать руководством к действию, когда они не только выучены, а глубоко осознаны и перевоплощены в моральные убеждения. Существование подобных убеждений и устойчивого привычного нравственного поведения подтверждает воспитанность человека в нравственном отношении, его нравственную зрелость.

3) Нравственная воспитанность личности является  одним из самых существенных и важных факторов социальной жизни, общественного становления и исторического развития. Она заключается в свободном взаимодействии стремлений, чувств и действий каждого члена общества со стремлениями, чувствами, и действиями сограждан, а также интересами и компетентностью всего общества. Каждое нравственности проявление отличают добровольность и личная инициатива согласования. 

4) Среди существующих  подходов к пониманию содержания  процесса нравственного воспитания  теоретически обоснованным и оправданным на практикеявляется целостный подход нравственного воспитания, подход органической слитности нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания может быть достигнута, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама противоречивая и многогранная жизнь.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические вопросы нравственного воспитания школьника