Теоретические вопросы нравственного воспитания школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 20:55, реферат

Краткое описание

Сущность понятия «нравственное воспитание личности». Содержание нравственного воспитания с позиции целостного подхода. Поведенческая культура младших подростков, ее формирование.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические вопросы нравственного воспитания школьника

 

1.1. Сущность понятия  «нравственное воспитание личности»

 

 

Процесс воспитания выражает собой весьма сложное явление. Выделяют воспитание политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, правовое и др. Но именно нравственное воспитание считается базисом всего процесса воспитания, так как с помощью него осуществляется формирование базовых качеств личности, происходит приобщение к вечным человеческим ценностям. Нравственное воспитание - двусторонний процесс, Его сущность заключается в воздействии воспитателя на воспитанников и в их ответных действиях. Другими словами, реакция воспитанников проявляется в овладении ими нравственными понятиями, в становлении собственного отношения и понимания нравственного и безнравственного, в конкретных поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия только тогда могут стать руководством к действию, когда они не только выучены, а глубоко осознаны и перевоплощены в моральные убеждения. Существование подобных убеждений и устойчивого привычного нравственного поведения подтверждает воспитанность человека в нравственном отношении, его нравственную зрелость. Важным показателем соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности является целостность нравственного сознания, которое воплощено в устойчивых нравственных качествах.

Нравственное воспитание результативно реализовывается только как неразрывный процесс педагогической организации школьников (общения, отношений, деятельности с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей), которая соответствует общечеловеческим нормам морали. Отличительной чертой процесса нравственного воспитания считается то, что он непрерывен и длителен, а его результаты отсрочены во времени. Главный признак процесса нравственного воспитания определяется его концентрическим построением: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и завершается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Такой принцип последовательности исполняется с учетом возрастных особенностей учащихся. Нравственное воспитание происходит в течение всей жизнедеятельности личности, с учетом возрастных особенностей и среды, определенным образом влияющей на ценностные ориентации школьника (семья, среда друзей и товарищей и др.).

Способы и средства нравственного воспитания своеобразны для конкретной деятельности: при специально организованной работе по нравственному просвещению учащихся, формировании у них нравственного опыта в коллективной жизни, при формировании нравственных чувств и воспитании нравственных привычек, при общении, в совместной деятельности.

При развитии нравственных потребностей значение имеет не только предметная деятельность, но и социально-психологические и идейно-политические воздействия на личность, которые ставят целью изучение нравственных ценностей. В этом процессе совершается формирование нравственных мотивов и установок. При стимулировании процесса образования нравственных мотивов и манеры поведения, воспитателю полагается:

- обеспечивать условия для исполнения нравственного выбора того или иного образа действия;

- иметь представление о характере противоречий, которые зарождаются в процессе развития нравственных потребностей школьника, содействовать их наиболее эффективному решению в воспитательном отношении;

- оказывать влияние на лица, которые составляют среду ближайшего окружения школьника (родителей, друзей и товарищей). 

Главная задача нравственного воспитания состоит в переводе поступков в привычки. Педагогические требования к формированию нравственных привычек базируются на целостности и взаимосвязи поведения и сознания школьника.

Перед тем как начать вырабатывать ту или иную привычку, необходимо добиться расположения школьника к приобретению положительной или искоренению отрицательной привычки.

Положительная мотивация поведения учащихся является основой для осуществления воспитания нравственной привычки.

Немаловажная роль при выработке нравственных привычек поведения отдается общей атмосфере учебного заведения. Способы поведения, которые  формируются и поддерживаются традициями и законами коллектива, легче осваиваются школьником.

Понимание нравственных норм обогащает эмоциональное отношение человека к этим нормам. Нравственные нормы выражают в большей мере и побудительный мотив, вызывающий то или иное действие.

Нравственные чувства, нравственные отношения и нравственные переживания имеют глубоко личностный характер. Они доставляют человеку удовлетворение от благородного намерения или поступка, возбуждают угрызения совести при нарушении нравственных норм. В младшем школьном возрасте ребенок нуждается в обширности чувств, и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно значимую направленность.

По наблюдениям психологов, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к овладению нравственными требованиями и нормами, что позволяет в надлежащее время заложить фундамент нравственному развитию личности.

В этом возрасте очень важно оказать помощь подростку обнаружить безошибочные нравственные ориентиры, изложить моральные знания основных нравственных категорий, совместно найти пути самовоспитания.

Понятие нравственного  воспитания  широко и всеобъемлюще.  Оно  проникает  во все стороны  жизнедеятельности  человека.  Именно  поэтому  современный  педагог В.А.  Сухомлинский,  выработав  воспитательную   систему   о всестороннем  развитии  личности, совершенно   обосновано   считал,   что   ее системаобразующий   признак   –   нравственное    воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных  чувств  личности» [Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная  сфера  личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 –  с.24-29 ].

     «Нравственное воспитание  –  это  целенаправленное  и  систематическое воздействие  на  сознание,  чувства  и  поведение  воспитанников   с   целью формирования  у  них  нравственных  качеств,   соответствующих   требованиям общественной морали» [ Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г. c. 163].

     Нравственное   воспитание, которое основано    на    общении, диалоге, сотрудничестве, обретает состояние значимого и привлекательного для младшего подростка,  а  следовательно,  и  эффективного, при условии выполнения педагогом следующих условий:

    - ссылаться на положительные возрастные интересы и потребности, которые создают эффект актуальности;

    - снабжать эмоциональную содержательность общей деятельности, организовывать совместные  коллективные  старания  и   чувствования,   которые объединяют   ее  участников;

    - обеспечивать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, которая ведет к успеху;

    - водружать мажорный, радостный стиль жизни школьного  коллектива  и отдельной личности;

    - принимать во внимание положительное реакцию общественного  мнения, которое выполняет функцию эмоционального заражения;

    - следить за присутствием атмосферы доброжелательного       взаимопонимания.

     Нравственное воспитание личности –  многосторонний и сложный процесс, который включает в себя педагогические и социальные   явления. Но также процесс нравственного воспитания в достаточной степени автономен. На эту его особенность указывал А.С. Макаренко.

     В связи с этим выделяются основные   задачи   нравственного   воспитания:   

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и  развитие  нравственных  чувств; 

3. выработка привычек и умений нравственного поведения. [ ]

    Б.Т. Лихачев в качестве центральной базовой категории нравственного воспитания  выделял «…понятие  нравственного  чувства  –  постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных  нравственных  отношений  и взаимодействий» [Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г. c.265].

Моральные нормы перестраиваются в субъективную нравственность вследствие их чувственного освоения ребенком. В первую очередь, нравственность для ребенка является живым чувством, реальным состоянием  и  переживанием  глубокого  удовлетворения  или, напротив, дискомфорта.

 

Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, что главным средством нравственного воспитания считается  применение нравственных идеалов, которые созданы в культуре на различных этапах  исторического  развития,  т.е.  образцов  нравственного  поведения,  к  которому   стремится человек.   В большинстве случаев,   нравственные   идеалы   формируются   в   пределах гуманистического мировоззрения как типической системы взглядов и  убеждений, в которой человек определяет свое  отношение  к  окружающей  его  природной  и социальной  среде. 

Нравственная воспитанность личности является  одним из самых существенных и важных факторов социальной жизни, общественного становления и исторического развития. Она заключается в свободном взаимодействии стремлений, чувств и действий каждого члена общества со стремлениями, чувствами, и действиями сограждан, а также интересами и компетентностью всего общества. Каждое нравственности проявление отличают добровольность и личная инициатива согласования. 

 

 

 

1.2. Содержание  нравственного воспитания 

 

 

В науке нет единого подхода к пониманию содержания процесса нравственного воспитания, что обнаруживается при анализе педагогической литературы. Однако  становится возможным выделение различных подходов ученых к видению содержания нравственного воспитания: когнитивный подход, интегративно-мировоззренческий, оценочно-эмоциональный, поведенческий (деятельностный), аксиологический, целостный.

Когнитивный подход разрабатывался в трудах Л. М. Архангельского, Н. И. Болдырева и др. Здесь нравственное воспитание подвергается рассмотрению как:

  • процесс формирования самостоятельности и стабильности суждений о нравственных нормах, которые регулируют взаимосвязи людей;
  • процесс формирования способности представлять содержательную характеристику нравственным ценностям и осуществлять анализ, как именно они могут обнаруживаться в поведении.

Нравственное просвещение, которое направлено на развитие нравственного образа мышления и сознания,  выступает основным структурным компонентом когнитивной концепции нравственного воспитания.. По мнению Л. М. Архангельского, содержание нравственного просвещения ограничивается лишь осведомлением воспитуемых определенной информацией о надлежащем поведении [ ].

Приверженцы оценочно-эмоционального подхода (В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, И. Ф. Харламов и др.) полагают, что восприятие информации о нравственном поведении и самостоятельная выработка своих ценностных ориентаций неисполнимы только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе важное место занимают эмоции. В рассматриваемом подходе нравственное воспитание трактуется как процесс формирования оценочных суждений, которые характеризуют отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, глубину, устойчивость и силу нравственных чувств. В данном случае воспитание нравственных чувств, формирование нравственных оценок и системы общежитейских отношений (личных, общественных, государственных) выступают в качестве главнейшего  компонента нравственного воспитания.

Интегративному  подходу следуют В. В. Белорусова, Т. А  Ильина., А. П. Кондратюк, И. И. Подласый, И. К. Решетень. по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Сторонники мировоззренческого подхода (И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. В. Савин, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. И Шиянов и др.) интерпретируют нравственное воспитание как процесс формирования неразрывного, целого нравственного представления о человеке, обществе, природе, которое находит выражение в системе ценностей и нравственных личностных и общественных идеалах. Таким образом, названные ученые в качестве ведущего и обязательного структурного компонента нравственного воспитания называют  формирование мировоззрения.

В рамках аксиологического подхода В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов излагают содержание нравственного воспитания в специально организованном процессе интериоризации (т. е. формирования внутренних понятий и представлений личности путем овладения внешней социальной деятельности, присвоения общественного опыта) общечеловеческих ценностей. Данное определение не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как концепция взаимозависимого мира является стержневым понятием аксиологического мышления.

Согласно поведенческому (деятельностному) подходу (К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко и др.) нравственное воспитание рассматривается как:

  • процесс формирования глубоких сознательных привычек и навыков, нравственного поведения;
  • процесс независимого нравственного самоопределения личности;
  • процесс стремления человека к достижению нравственного идеала.

Информация о работе Теоретические вопросы нравственного воспитания школьника