Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа
Актуальность исследования: Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение……………………………………………………………….....… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения воображения
детей с задержкой психического развития……………………..…...…..6
1.1. Воображение его виды и свойства …………………………………6
1.2. Онтогенез воображения ………………………………………….…12
1.3. Определение понятия «задержка психического развития», причины и классификации……………………………………………..…15
1.4. Особенности воображения детей с задержкой психического
развития…………………………………………………………..…………25
Заключение…………………………………………………………..…….31
Список литературы………………………………………………………32
Интенсивность воображения также прямо обусловлена психической активностью своего носителя. Причём между энергетическими затратами и интенсивностью воображения существует реципрокное (обратное) отношение: чем больше физические траты организма, тем менее яркими являются эти образы.
Вторичные свойства. Предметность - как наложение объект-для-субъекта на любой фон. Целостность всегда обеспечивается слипанием элементов, и это имеет своё название: агглютинация. Образ воображения абсолютно аконстантен (изменчив): без преобразования (без трансформации) нет воображения. Виды трансформации в воображении: от акцентирования деталей до гиперболизации частей и целого. Обобщённость в воображении не имеет границ. Её особая форма - это типизация, или синтез сходных (общих) черт, выделенных у различных объектов. Иными словами: выделение сходного у различных объектов по различным основаниям и объединение всего выделенного в рамках целого. Другая форма обобщения в воображении - схематизация, или выделение в отдельном общего и особенного («скелета»).
Особенные («третичные») свойства объединяют воображение с мышлением. Проблемность: образ воображения возникает там и тогда, где и когда есть субъективная неопределённость. Фазность воображения вариативна: от отсутствия (образ всплывает «сам по себе», как при представлении) до чёткой выраженности этапов, например, в творческом акте. Здесь всегда происходит накопление впечатлений, их переработка, безуспешные поиски подходящего (какого?) варианта, затем приходит внезапное озарение («инсайт») и начинается мучительный поиск внешней формы.
Таким образом, воображение – это сложный психический процесс, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Одной из наиболее полной и точной классификацией является классификация воображения по Р. С. Немову выделяющий три вида воображения, характерных для любой категории лиц.
1.2. Воображение в онтогенезе
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других – (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.[1] Особенностями развития воображения детей занимались: Л.С.Выготский, В. В.Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Н.Леонтьев, Г .А. Урунтаева, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, О. М. Дьяченко, Л. Ю. Субботина, Е. Е. Кравцова, Е. А. Флерина .
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок [19].
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения [12].
По данным В. А.Скоробогатова и Л. И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер [12].
Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.
Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [16].
Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны [18].
Четвёртый этап ( от 6 до 7лет ) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование [16].
Исходя из этого, развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства. В период старшего дошкольного возраста развитие воображение занимает «оптимальную точку» своего развития.
Д.Б. Эльконин обращает внимание на такую особенность воображения детей, которая позволяет ребенку в силу своей несостоятельности что-то домысливать и воображать, потому что развитие воображения связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. Второй особенностью воображения будет организация уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Причем, так же как и первая особенность, она предполагает такое руководство, при котором подлинным субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами. Без багажа собственного опыта ребенок не сможет перейти к следующему этапу развития воображения. Специфика третьей особенности – наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволит ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Задержка психического развития начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости). [24]
По МКБ – 10 задержка психического развития – нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и социального развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной.
Согласно М. С. Певзнер (1966), задержка психического развития — состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм. Основной, хотя и редко встречающейся формой ЗПР, М. С. Певзнер считает неосложненный инфантилизм, обусловленный замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей. Психофизическому и психическому инфантилизму не осложненной формы присущи специфические черты незрелости эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, проявляющиеся наиболее отчетливо при переходе его от дошкольного к школьному возрасту. [23]
Задержка психического развития – нарушение темпа всего психического развития при наличии потенциальных возможностей. Задержка психического развития – это временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. Может быть вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, неблагоприятными условиями воспитания в период до 3-х летнего возраста. Характерны частичность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Преобладание дизонтогенетических признаков – процессов незрелости, нарушения сроков, темпа и времени развития – дает основание для отнесения задержка психического развития к одной из форм дизонтогенеза (нарушение индивидуального развития организма) [10]
Причины возникновения задержка психического развития можно разделить на две большие группы:
1. причины биологического характера;
2. причины социально – психологического характера.
Патогенетической основой для задержка психического развития является перенесенное органическое поражение, заболевания ЦНС. Страдает в первую очередь лобные отделы головного мозга. В итоге недостаточный отдел корковых функций приводит к парциальному нарушению психического развития.
Среди биологических факторов выделяются две группы: медико-биологические и наследственные.
Г. Е. Сухарева, М.С. Певзнер, М.С. Никольская выделяют наследственные факторы задержка психического развития, к которым относятся врожденная и в том числе наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. [1]
Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что наряду с биологическими (ранним органическим поражением ЦНС и генетической предрасположенностью) важную роль в формировании задержка психического развития у детей играют социально-психологические факторы. [3]