Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа
Трудные дети (по В.П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность
1.1 Психическое развитие
детей с отклоняющимся
Трудные дети (по В.П. Кащенко)
– дети с характерными особенностями
в их жизненных проявлениях, связанных
с устойчивыми отклонениями от нормы
тех или иных сторон формирующейся
личности, обусловленными физическими
или умственными недостатками, дефектами
и проявляющимися в осложненной
форме поведения. У «трудных»
дошкольников просматриваются тенденции
непонимания со стороны окружающих,
неудовлетворенной потребности
в признании, трудностей общения, противоречивого
отношения к себе и окружающим.
При этом у ребенка возникают
негативные эмоциональные состояния:
общая психическая
Становление дошкольника
как субъекта общения зависит
от взаимоотношений с
Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выхода из тупика – хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации, обуславливают низкий статус ребенка в классе.
Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивает известный отечественный психолог и педагог В.В. Зеньковский. Изменчивость – одна из важнейших черт детской личности, которая сказывается как в отдельных чертах, так и во всей личности. В.В. Зеньковский считает, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется совсем испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем ».
Психологические трудности,
временные эмоциональные
Рассмотрим психологическую природу и возрастные особенности наиболее типичных нарушений поведения детей.
Упрямство – одно из ранних проявлений поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью. Детская внушаемость сохраняется и у взрослого, хотя и претерпевает серьезные изменения, переходит на новые уровни.
Внушаемость и упрямство – явления, рядом находящиеся. Ребенок часто сопротивляется внушениям, но природа этого сопротивления может быть различной. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не воспринимать обращенную к нему речь, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать взрослого. Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно – периодами.
Стремление воспитателя «переломить», наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я (Гонеев А.Д.).
Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире.
Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения ребенка, приводят к нарушению социальных контактов.
Г.Ф. Бреслав выделяет ряд нарушений эмоционального развития в детском возрасте. В частности, в дошкольном возрасте нарушениями, по его мнению, являются:
- отсутствие эмоциональной
децентрации, которая
- фиксированность
- отсутствие эмоционального
предвосхищения. Без возвращения
в прошлое невозможно
- отсутствии синтонии, т.е.
способности откликаться на
- отсутствие чувства вины
как специфического явления
- негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность.
- гиперактивность, «
Гиперактивность есть проявление целого комплекса нарушений. Отечественные исследователи подобные нарушения называют как синдромы дефицита внимания. Нарушения проявляются уже в дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с поступлением ребенка в школу. Основные характеристики гиперактивного ребенка – расторможенность, отвлекаемость, импульсивность.
У них нередко отмечается деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения (И.В. Дубровина).
Так же к категории «трудных» относятся и дети с аутичным поведением, замкнутые дети.
Замкнутость – нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми.
Нарушение поведения, или социальная дезадаптация, проявляется в социально неодобряемых формах поведения. Такие формы разнообразны: агрессивность, воровство, драки, ссоры, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость и пр.
1.2.Особенности психического
развития детей старшего
В данном параграфе мы рассмотрим
особенности детей с
В детском саду ребенок не занимается конструированием или строительством домиков и башенок. Об этих занятиях он говорит: «Мне так скучно». Он опрокидывает строительные сооружения других детей, пристает к ним, не может играть один, не может играть долго. Ни одна игрушка не задерживается в его руках больше одной минуты, да и то она используется не по назначению. Такие дети не могут играть в коллективные игры, они не знают покоя, постоянно дергаются, ерзают, перебегают с места на место. Стоит им только где-то появиться, как тотчас возникает ссора. Родителям делают замечания: ребенок их невоспитан, плохо себя ведет. Дают совет: «Надо быть к нему строже».
Есть жалобы и на нарушения сна: «Он долго не засыпает, ведет себя так беспокойно, что мы тоже не можем спать», «Находясь в своей кровати, он так ее раскачивает, что она ходит ходуном». Беспокоит и то, что ребенок не может одеваться самостоятельно, «все надевает, как попало, никогда не застегивает пуговицы». Кроме того, ребенка трудно приучить содержать себя в чистоте.
Таким образом, гиперактивность
как нарушенное поведение имеет
многие точки соприкосновения с
другими видами отклоняющегося поведения.
У мальчиков эти нарушения
встречаются в 4—5 раз чаще, чем
у девочек. В целом их движения
избыточны, слишком быстры и энергичны.
Количество движений безмерное, дети склонны
к перемещениям на широком пространстве,
безудержно разговорчивы (вербальная
гиперактивность). В большинстве
случаев результаты, при выполнении
задания далеки от удовлетворительных,
чему причиной бывают нарушения тонкой
моторики, зрительно-двигательной координации,
письма и балансировки тела. От этого
страдают планирование действий и моторная
обучаемость. Они постоянно становятся
виновниками нарушения
Из вышесказанного мы можем заключить, что гиперактивность не просто внешне малоприемлемое поведение. Речь идет о комплексном нарушении, которое затрагивает целостное развитие личности этих очень нуждающихся в помощи детей. Разрыв между постоянными попытками детей изменить свое поведение и ежедневными неудачами питает чувства вины и неполноценности
Как описывает Н.Н. Заваденко,
некоторым гиперактивным детям
удается на своей беде что-то выиграть:
благодаря непоседливости они превращаются
для своих товарищей в клоунов,
и если им удается вызвать смех
окружающих, то это хотя бы отчасти
вознаграждает их подорванное самолюбие.
Другие дети, к сожалению, становятся
нарушителями спокойствия и подстрекателями
во всевозможных шалостях. Порой это
приводит к неконтролируемым эмоциональным
разрядкам и агрессивным
Существует опасность
того, что эти дети могут застрять
на уровне повторяющихся шаблонных
движений — так называемых примитивно-архаичных
двигательных стереотипов, и это
будет препятствовать освоению важных
видов моторики. В сравнении со
сверстниками у гиперактивных детей
значительно меньший запас
Помимо этого, не менее
важно уже с малых лет