Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа
Трудные дети (по В.П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность
По мнению Н.Н. Заваденко, у гиперактивных детей могут наблюдаться кризисные периоды в области моторики, характеризующиеся нервозным беспокойством, которое проявляется тем отчетливее, чем больше ограничивается свобода движения ребенка. Хотя мы располагаем достаточно исчерпывающим описанием симптоматики синдрома, наши знания о причинах данного нарушения довольно скромны.
К настоящему времени установлено, что гипотеза о тождественности гиперкинетического синдрома с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) или со специфическими трудностями в обучении неверна.
У части детей наблюдаются
причины генетического, наследственного
характера. Данное предположение опирается
на наблюдение, свидетельствующее, что
у родителей и родственников
гиперактивных детей довольно часто
отмечается такое же нарушение. В
рамки этой гипотезы укладывается также
распределение частоты
Мы хотели бы выделить следующее: одинокие дети лишены родственной поддержки, обделены эмоционально, не получая достаточного внимания со стороны родителей. Все это происходит в наше время на фоне главенствующего стремления родителей к самореализации. Таким образом, современная малочисленная семья характеризуется утратой своей первоначальной функции, и особенно ограничены ее возможности в воспитании ребенка с задержкой в развитии или с нарушениями.
Гонка за первые места в нашей общественной иерархии начинается во все более раннем возрасте. Характерно, что с учебным компьютером дети знакомятся уже в дошкольном возрасте. Вся семья находится под гнетом проблем воспитания. Разве удивительно при этом, что ответной реакцией детей являются стресс, нервозность и беспокойство?
Телевидение можно рассматривать как средство, вызывающее сенсорную и моторную депривацию. Постоянно сменяющие друг друга через короткие промежутки времени картинки и центры фокусировки внимания зрителя, похоже, программируют краткосрочность работы внимания. Гиперактивный, несобранный ребенок прямо дублирует своей быстрой переменчивостью в ориентировании восприятия динамичное качество телеизображения на экране.
За вышеописанными факторами:
изменениями в семейной жизни, в
условиях проживания и игры, профессионализацией
воспитания, монотонностью чувственно
воспринимаемой внешней среды, пассивностью
и раздроблением восприятия внешнего
мира вследствие широкого внедрения
в жизнь аудиовизуальных
1.3.Особенности психолого-
Гиперактивные дети – широкое
и неоднородное понятие. При выборе
методики педагогической коррекции
сложились две противоположные
концепции. Первая (более распространенная)
характеризуется тем, что гиперактивного
дошкольника считают плохим, неисправным.
К нему проявляются всеобщее недоброжелательное
отношение, неприязнь, бесконечно фиксируются
его поступки, его осуждают и наказывают.
Положительные черты личности при
этом не выявляются. Вследствие этого
у ребенка возникают
Трудного дошкольника
необходимо рассматривать через
призму понятия «направление развития
личности». Для осуществления
- правильное развитие личности
- развитие личности по нисходящей линии
- выпрямление личности.
Следовательно, в коррекционную деятельность педагога входят два основных вида действия:
- анализирующее,
- корректирующее.
В практической деятельности педагога эти два действия постоянно переплетаются. Анализ взаимоотношений ребенка с окружающим миром дополняется анализом его поступков.
Э.Ш. Натанзон предлагает следующие
корректирующие приемы педагогического
воздействия, принципы педагогического
воздействия (педагогический оптимизм;
уважение к воспитаннику; понимание
душевного состояния ребенка; раскрытие
душевного состояния ребенка; раскрытие
мотивов и внешних
Созидающие приемы (проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение, доверие, организация успеха в учении, ожидание лучших результатов).
Тормозящие приемы (констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, выявление виновного).
Приемы со скрытым воздействием (параллельное педагогическое воздействие, ласковый упрек, намек, ирония)
Вспомогательные приемы (организация
внешней опоры правильного
2. Методологические основы коррекционной работы
2.1 Методологические принципы
психолого-педагогической
Методология — это система принципов и способов познания и организации практической деятельности человека. В основе построения теоретической и практической деятельности психолога лежит поуровневая структура методологического знания:
I уровень общенаучной
методологии — диалектико-
II уровень конкретно-научной методологии — принципы:
•детерминизма,
•единства сознания и деятельности,
•развития,
•личностного подхода;
III уровень научно-практической методологии — принципы:
•ведущей деятельности,
•«нормативности развития»,
•создания зоны ближайшего развития,
•приоритетности коррекции каузального типа,
•комплексности методов психологического воздействия,
•системности развития психики,
•единства диагностики и коррекции,
•активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе;
IV уровень предметно-
•методы исследования (наблюдение, беседа, эксперимент, психолого-педагогическое проектирование),
•методики исследования (игровые, проективные, обучающие и т. д.).
Уровни общенаучной и
конкретно-научной методологии
I. Принцип ведущей деятельности.
Ведущая деятельность
II. Принцип создания зоны
ближайшего развития. Данный принцип
раскрывает направленность
III. Принцип «нормативности»
развития. Психолог в своей деятельности
ориентируется на возрастную, социокультурную
и индивидуальную нормы
— особенности социальной ситуации развития,
— уровень сформированности
психологических
— уровень развития ведущей деятельности, ее оптимизация.
Социокультурная норма раскрывает
содержание психического развития ребенка,
обусловленного уровнем социальных
требований к психологической зрелости
и компетентности личности на каждой
из стадий онтогенетического развития
и уровнем исторического
IV. Принцип системности
развития психологической
V. Принцип единства диагностики
и коррекции. Этот принцип
VI. Принцип приоритетности
коррекции каузального типа. Коррекция
каузального типа предполагает
устранение или нивелирование
причин, порождающих негативные
явления в развитии ребенка.
Работа только с симптоматикой
не может до конца разрешить
переживаемые ребенком