Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Трудные дети (по В.П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

Поощряйте ребенка за все  виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, раскрашивание, чтение и другие.

Помогайте ребенку готовиться к школе. Занимайтесь приготовлениями  к школе накануне вечером –  достаньте одежду, школьные принадлежности. Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы одеться и поесть.

Ограничивайте выбор, но не навязывайте его. Если вы все решаете  за ребенка, в будущем он не сможет принимать собственных решений. Предоставьте ребенку возможность  выбора. Лучше всего давать ребенку  выбирать одну из двух возможностей, в  этом случае он не будет смущаться  или расстраиваться.

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Избегайте по возможности  скоплений людей. Пребывание в крупных  магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка с  ГРДВ возбуждающее действие. Во время  игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Научите ребенка устанавливать  «тихие перерывы». Помогите ребенку  научиться методикам борьбы со стрессом, объясните, что он нуждается в  эмоциональных перерывах, чтобы  успокоиться и собраться с  силами после произошедших неприятностей.

Помогите ребенку найти  возможности выделиться за счет своих  достоинств. Детям с ГРДВ часто  кажется, что они все делают плохо, во всем выглядят значительно хуже сверстников. Поощряйте их сильные  стороны, интересы и способности. Помогите ребенку использовать его достоинства  и хорошо развитые навыки в качестве компенсации за некоторые ограничения.

Помогайте окружающим понять ребенка. Если родители других детей  смогут понять потребности вашего ребенка, то это будет способствовать тому, что они станут более охотно привлекать вашего ребенка в игровые группы и другие виды совместной со сверстниками социальной активности.

Давайте ребенку возможности  расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой. Полезны различные виды ежедневной физической активности на свежем воздухе – пешие прогулки, бег, спортивные занятия.

Консультируйтесь со специалистами. Если родители ощущают необходимость  разобраться в том, что они  могут сделать, чтобы помочь ребенку  успешнее учиться и лучше себя вести, им следует проконсультироваться со специалистом.

Родители должны беречь себя. Воспитание ребенка с ГРДВ требует  большого напряжения. Поэтому самим  родителям будет полезно освоить  методы борьбы со стрессом, такие как  медитация, техники релаксации или  физические упражнения, направленные на повышение устойчивости к чувствам разочарования и неудовлетворенности, что позволит им более спокойно реагировать  на поведение своих детей. Необходимо оставлять определенное время для  себя, общаться с друзьями, смотреть фильмы, читать книги или делать что-либо другое, что поможет укрепить силы и поднять настроение.

 

Родителям нельзя допускать  вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения  в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует  свести к разумному минимуму. Детей  необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить  в каждом случае, когда ребенку  удалось довести начатое дело до конца. При этом невозможно требовать  от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел нужно учить ребенка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок детям ГРДВ нужны поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из вида конечной цели.

Существуют достаточно эффективные  методы и приемы управления поведением гиперактивных детей. Один из таких  методов заключается в использовании  системы символов или очков для  немедленного вознаграждения хорошего поведения или работы. Другой метод  заключается в использовании  «тайм-аута» или временной изоляции, когда ребенок становиться слишком  непослушным, плохо ведет себя или  вышел из-под контроля. «Тайм-аут» означает, что ребенок отправляется на короткое время в заранее оговоренное  место, находящееся вне центра событий, такое как специальный стул или  другая комната (например, спальня). В  течение «тайм-аута» ребенка выводят  из ситуации, которая вызывает у  него волнение или возбуждение, и  в течение непродолжительного времени  оставляют одного, чтобы он мог  успокоиться. Обычно длительность «тайм-аута»  составляет от трех до пяти минут, на протяжении которых он должен вести себя спокойно. Место для «тайм-аута» не должно быть травмоопасным, таким как туалет или темная кладовка. Цель «тайм-аута»  состоит в предоставлении успокаивающего места, где ребенок может восстановить контроль над своим поведением. «Тайм-аут» лучше всего помогает детям доподросткового  возраста. Возможно его применение и у подростков. Обычно это означает, что подростка просят пойти в  свою комнату и находиться там, пока он не успокоится.

Другой важной целью будет  помощь ребенку в том, чтобы он научился контролировать свое поведение  и выбирать желаемые формы поведения. Эффективным способом влияния на поведение ребенка может стать метод символической экономики, в основе которого лежит система поощрений и наказаний. Родители определяют некое желаемое поведение, которое они хотят закрепить у ребенка. Например, ребенок должен просить игрушку, а не хватать ее, или самостоятельно доводить до конца простое задание. Ребенку четко объясняют, что ему необходимо сделать для того, чтобы заслужить награду. Если ребенок ведет себя должным образом, он получает награду, когда же он не выполняет то, что от него требуют, родители прибегают к легкому наказанию. Награда может быть незначительной и иметь символический характер (очки, баллы, жетоны и другие). В дальнейшем набранные в достаточном количестве баллы или жетоны обмениваются на специальные привилегии, но эти привилегии выбираются в соответствии с тем, что именно ребенок желал бы получить. Наказание заключается в уменьшении числа накопленных символов или коротком «тайм-ауте». Данный подход дает хорошие результаты при воспитании всех детей, но именно дети с ГРДВ нуждаются в более частых поощрениях, так как реагируют на них в наибольшей степени.

Особые трудности дети с ГРДВ испытывают в том, чтобы  организовать свою деятельность, правильно  планировать и распределять собственные  силы и время. Эффективными мерами для  преодоления этих трудностей будут  соблюдение режима дня, составление  списков необходимых дел, использование  напоминаний в виде плакатов (рисунков), ведение записей в дневнике или  тетради-органайзере, применение приемов  организации и структурирования. Эти несложные меры прививают  ребенку навыки планирования и организации  собственной деятельности. Не надо скупиться на поощрения и небольшие  призы, если ребенок с ГРДВ правильно  себя вел и сумел успешно выполнить  новые и более трудные задания. Хорошие отношения, установившиеся между ребенком и родителями, когда  он видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что ребенок начинает лучше контролировать свое поведение.

Родители совместно с  детьми разрабатывают распорядок дня, который должен выполняться с  максимально возможной точностью. Следует ежедневно придерживаться режима дня от момента пробуждения  до отхода ко сну. Режим должен включать в себя время для выполнения домашних заданий и обязанностей по дому, время для игр и прогулок на улице. Четко регламентируются часы для приема пищи и сна. Распорядок дня помещается на видном месте –  например, на холодильнике или специальной  доске для напоминаний на кухне. Если в повседневный режим необходимо внести изменения, то делать это лучше  не сразу, а заранее обсудив все  перемены с ребенком. Если ребенок  научится выполнять режим дня, то это поможет ему скомпенсировать  недостаточно развитые навыки самоорганизации, а его поведение станет более  последовательным и уравновешенным.

Эффективный способ напоминаний  для детей с ГРДВ – применение специальных листов-памяток. Выбираются два наиболее важных дела в течение  дня, с которыми ребенок в состоянии  успешно справиться. После этого  напоминания об этих делах пишутся  на листах. Листы вывешиваются на специальной  «доске объявлений» в комнате  ребенка или, например, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также  сделать рисунки, соответствующие  содержанию предстоящих дел. Подобный подход принципиально не отличается от того, как взрослые люди используют органайзер или составляют записи с  планами дел на день с тем, чтобы  не забыть о тех или иных событиях, вовремя напоминая себе о них. Поэтому взрослым следует помочь детям с ГРДВ в формировании этой полезной привычки.

Детям с ГРДВ крайне сложно выполнять наборы, последовательности инструкций, которые даются взрослыми. Например, когда ребенка просят пойти  в свою комнату, заправить там  кровать, убрать в шкаф одежду, сложить игрушки и вынести из этой комнаты мусор, то все эти действия остаются незавершенными. Точно так же, если школьный учитель сразу даст ему несколько заданий, то он редко сможет с ними справиться. Будет вполне неплохо, если гиперактивный ребенок сумеет сделать хотя бы первые два задания из последовательности, включающей 5-6 заданий. Поэтому всякий раз такому ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер. Так, будет правильным попросить его отправиться в свою комнату и заправить там постель, несколько минут спустя проконтролировать, как он справляется с заданием, и вновь повторить инструкцию, если он возится слишком медленно. В самом начале задания, особенно если оно новое или сложное, ребенку можно помочь. Завершить же выполнение, и к этому нужно постоянно стремиться, он должен самостоятельно. Когда дело закончено, и ребенок проявил при этом старание, его обязательно следует похвалить. Лишь вслед за этим можно просить его убрать одежду и сложить игрушки.

Принципы организации  и структурирования должны применяться  по отношению ко всем повседневно  используемым вещам и предметам. Для каждой вещи должно быть отведено свое место, содержать вещи нужно  в порядке. Это относится к  одежде, портфелю или рюкзаку, школьным принадлежностям. Поскольку все  вещи и предметы в комнате гиперактивного ребенка часто представляют собой  дезорганизованную массу, для наведения  порядка в них могут помочь цветовые обозначения. Ящикам шкафа  или письменного стола в зависимости  от их предназначения можно придать  разные цвета: красный ящик – для  школьных тетрадей и учебников, зеленый  – для одежды, желтый – для  игрушек и т.д. Замечено, что если цветовые пометки на ящиках будут  иметь небольшие размеры, то достигнутые  результаты могут оказаться недостаточным. Наоборот, значительная по площади  и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, обычно позволяет успешно решить данную проблему.

Домашняя обстановка должна быть размеренной, спокойной и доброжелательной. Для того чтобы добиться улучшения  концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место  с минимальным количеством отвлекающих  и раздражающих факторов. Лучше, если это будет отдельная комната  с преобладанием в интерьере  спокойной цветовой гаммы. Нежелательно, чтобы в ней были кровать, телефон, телевизор. Эта комната не должна быть и такой, в которую постоянно  входят другие члены семьи. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей  через определенные интервалы времени  должен заглядывать в комнату  ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Если ребенок  отвлекся, то взрослый с помощью  определенных движений (например, легким похлопыванием по плечу) или жестов напоминает ему о необходимости  сосредоточиться и продолжать выполнение задания. Через каждые 15-20 минут надо разрешать ребенку вставать из-за стола, подвигаться около 5 минут, а  затем вернуться к урокам.

Для устранения беспорядка в школьных тетрадях и учебниках  также удобно использовать цветовую маркировку. Например, если для занятий  по разным школьным предметам завести  тетради определенных цветов (зеленые  по письму, красные по математике, желтые по природоведению и т.д.), то в дальнейшем их легче будет отыскивать. Когда  тетрадь будет закончена, ее можно  положить в папку (или вертикальный пластмассовый фолдер) такого же цвета. При необходимости это поможет  без лишних затрат времени найти  записи по ранее пройденному учебному материалу. По папкам (фолдерам) можно  сразу сортировать любые другие записи и материалы по разным предметам. Как только ребенок закончил домашнее задание по определенному предмету, тетрадь сразу кладется в папку соответствующего цвета.

Так как дети с ГРДВ склонны  терять учебники и забывать школьные задания, то можно держать дома вторые экземпляры учебников и договориться с учителем о том, чтобы он сообщал  о заданиях непосредственно родителям. Поскольку педагоги планируют учебную  нагрузку заранее, то информация о задаваемых уроках может быть получена, например, на неделю вперед.

Одна из основных стратегий  в воспитании детей с ГРДВ состоит  в согласованности и последовательности поведения родителей, а также  в том, что они должны поддерживать друг друга в своих отношениях с ребенком. Члены семьи обсуждают  и устанавливают для ребенка  определенные правила, которые он должен выполнять. При этом важно иметь  в виду следующее. Если правила и  указания даются ребенку каждую минуту, потому что в любой момент времени  в течение дня окружающие расценивают  его поведение как плохое, то все  замечания будут им игнорироваться и окажутся бесполезными. Дело в  том, что опека со стороны взрослых не должна быть постоянной и мелочной, а дети с ГРДВ периодически должны получать возможность почувствовать  себя победителями, особенно если спорные  вопросы касаются не самых важных сторон жизни и не являются принципиальными. К числу исключений, когда родители должны занимать непреклонную позицию, относятся безопасность самого ребенка, выполнение им повседневных обязанностей и уважение прав окружающих людей.

Решения об опасном характере  тех или иных действий ребенка  и вытекающие из них запреты должны быть обоснованными. Например, не будет  ничего страшного в том, если ребенок  с ГРДВ заберется на первую или  вторую толстые ветви высокого дерева, но ни в коем случае нельзя разрешать  ему лезть на самый верх. Плавание под присмотром в неглубоком бассейне будет полезным, но самостоятельное  купание в озере или реке без  присутствия рядом взрослого недопустимо. Катание на велосипеде по маленькой тихой улице можно разрешить, но ребенок не должен выезжать на большие улицы, заполненные транспортом. Кататься на велосипеде, роликовых коньках или скейтборде лучше, надев на голову защитный шлем.

В зависимости от возраста ребенка к числу обязательных для выполнения повседневных обязанностей могут относиться застилание постели  после сна, вынос ведра с мусором, помощь в уборке посуды со стола  и ее мытье, другие домашние дела, а  также приход к завтраку, обеду  и ужину, возвращение домой с  прогулки строго в определенное время, спокойное, укладывание в постель  вечером без споров, в один и  тот же час.

Неприемлемыми нарушениями  прав других людей могут считаться  следующие поступки: ребенок постоянно  вмешивается в разговоры членов семьи, мешает им смотреть телевизионные  программы, требуя переключения на другие передачи, не дает говорить по телефону, без конца спорит, кричит, берет  без разрешения чужие вещи и портит, ломает их, толкает и бьет близких. В подобных ситуациях родители должны дать ребенку понять, что подобное поведение недопустимо.

Информация о работе Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях