Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:48, курсовая работа
Актуальность. Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации [13].
Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.
Вот один из многих примеров формирования нужных мотивов с помощью этого пути. Допустим, мы хотим сформировать у учащихся стойкий мотив - интерес к решению задач, если такого мотива у них еще нет. Опираясь на имеющуюся у учащихся потребность выполнять требования взрослых, учитель организует самостоятельное решение задач так, чтобы гарантировать полный успех каждого ученика в этом деле, например, учащимся даются заведомо легкие задачи. При этом учитель хвалит учащихся за успешно выполненную работу и повторяет это до тех пор, пока ученики не обретут полной уверенности в своих возможностях в решении задач. Затем учитель, предупреждая, что теперь он даст им сложные задачи, дает опять достаточно легкие, посильные для каждого ученика. Тем самым у учащихся постепенно крепнет уверенность в своих силах и возможностях, они сами просят давать им новые и новые задачи, причем повышенной трудности. Тогда учитель начинает увеличивать степень трудности задач, и таким образом у учащихся удается сформировать стойкую положительную мотивацию к решению задач любой трудности.
Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз".
Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у ученика возникает особое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив.
Как указывает Л.М. Фридман, учитель в своей воспитательной работе должен использовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба этих пути. Кроме того, на формирование мотивации оказывают влияние содержание учебных предметов, организация учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, личность учителя и многие другие факторы (например, отношения семьи ученика к учению, к воспитанию и еще многое другое). "...Особо подчеркнем фактор традиций школы, характер жизни в школе, интерес учителей к процессу воспитания учащихся, увлеченность их этим трудным и сложным делом. Ведь равнодушие одних учителей не менее заразительно, чем увлеченность других.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.
Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.
Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.
Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз".
В исследовании приняли участие учащиеся первого класса, средний возраст которых составляет 7,5 лет, среди испытуемых 12 мальчиков и 8 девочек.
Методы исследования:
Успешность учебной деятельности определяется средним баллом испытуемых по всем предметам. Чем выше балл, тем, следовательно, более успешной является учебная деятельность у данного испытуемого.
Для изучения мотивации учения была использована методика «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова) [1,2,9,16].
Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.
Познавательные мотивы:
Социальные мотивы:
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться "Зачем я учусь". Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.
Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.
Мы закончили лесенку "Зачем я учусь". Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.
Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
Исследование предполагает сбор данных, их обработку и систематизацию, которая заключалась в следующих этапах:
Во-первых, были собраны данные об оценках, которые ставятся учителями детям.
Во-вторых, эти данные были подвергнуты анализу – получено среднее значение для каждого испытуемого.
В-третьих, полученные данные были распределены на следующие категории: дети, чей средний балл до 3,5; дети, средний балл которых от 3,5 до 4; дети, чей средний балл от 4 до 4,5 и дети, чей средний балл выше 4,5. Следовательно, были выделены 4 категории, которые можно назвать так: очень успешная учебная деятельность, успешная учебная деятельность, средняя успешная деятельность и учебная деятельность ниже среднего.
Представим диаграмму рисунка 1, которая наглядно демонстрирует распределение детей по уровню успешности учебной деятельности.
Рис.1. Процентное соотношение групп испытуемых по успешность учебной деятельности
Судя по рисунку 1, 55% испытуемых имеют высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5), 20% испытуемых имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5, 15% испытуемых имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, оставшиеся 10% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5.
Среднее значение, стоит отметить, было взято исходя из результатов учебной деятельности (оценок) за две недели. Так же следует сказать, что существенных событий (болезней или стрессов) за это время у учеников не было, что гарантирует контроль этой дополнительной переменной в общем ходе исследования.
Однако можно выделить и наличие других дополнительных переменных, которые не могут поддаваться контролю, такие как: индивидуальное отношение учителя к ребенку, отношение ребенка к учителю, личностные особенности детей (многие великие ученые плохо учились в школе).
В методике выделяются следующие мотивы: широкий познавательный, процессуальный, результативный и учебно-познавательный, широкий социальный, учительский, родительский, товарищеский. Так же выделим «гармоничный» мотив, который складывается в случае, если первые места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива.
Исследование проводилось с каждым испытуемым в индивидуальной форме, работа проводилась в кабинете психолога, куда приглашался ребенок.
Представим результаты, полученные в ходе исследования, на диаграмме рисунка 2.
Рис.2. Мотивы учебной деятельности испытуемых
Судя по рисунку 2, 65% испытуемых имеют гармоничный тип учебной мотивации, следовательно они выбрали 2 социальных и 2 познавательных мотива; товарищеский, учительский, процессуальный мотивы имеют по 10% испытуемых, 5 % испытуемых имеет в приоритете родительский мотив.
Так же можно разделить все мотивы на 3 области: область гармоничного выбора, область познавательного выбора и область социального выбора. Представим такое разделение на диаграмме рисунка 3.
Рис.3. Области учебных мотивов
Судя по рисунку 3, область гармоничного мотива самая значительная, составляет 65% от всей выборки, 25% составляет область социальных мотивов, 10% составляет область познавательных мотивов.
Для изучения особенностей мотивации младших школьников с разными уровнями успешности учебной деятельности применим критерий U-Манна-Уитни т.к. одна из шкал (вид мотивации) представлена в номинативной шкале.
Сформулируем статистические гипотезы:
Нулевая гипотеза: не существует различий в успешности учебной деятельности у испытуемых с разным ведущим типом мотивации.
Альтернативная гипотеза: существуют различия между успешностью учебной деятельности у испытуемых с разным ведущим типом мотивации к учебе.
Проведем расчеты в программе STATISTICA 7.0.
В таблице 1 представлены данные, полученные посредством расчета.
Таблица 1
Различия в уровне успешности учебной деятельности в зависимости от мотивов учения
Переменные |
Ранговая сумма группы 1 (социальный мотив) |
Ранговая сумма группы 2 (гармоничный) |
Значение U-критерия Манна-Уитни |
Уровень значимости |
Средний балл |
15 |
156 |
0,00 |
0,001 |
Информация о работе Теоретические основы проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников