Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель: Выявить особенности психического развития детей в периуд кризиса детей 3 лет.
Актуальность:
Нашей работы является в том что Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни.бъек исследования –развитие детей в момент кризиса трех лет.
Глава I Теоретические основы проблемы на влияния кризиса на развитие
ребенка трех лет
1.1. Особенности развитие детей раннего возраста
1.2. Кризис трех лет
1.3. Реомендации для пелогогов и родителей в периуд крисиса трех лет.
Заключение
Литература
План
Глава I Теоретические основы проблемы на влияния кризиса на развитие
ребенка трех лет
Заключение
Литература
Введение
Возраст трех лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. Именно в три года у ребенка в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения – сугубо человеческие способы взаимодействия с миром людей и физических объектов. Кроме того, у малыша складывается совершенно уникальное отношение к себе как к части окружающего его мира, т.е. формируются первые достаточно зрелые структуры образа себя. От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а может обернуться эпохой упущенных возможностей, трудновосполнимых впоследствии.
Цель: Выявить особенности психического развития детей в периуд кризиса детей 3 лет.
Актуальность:
Нашей работы является в том что Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни.бъек исследования –развитие детей в момент кризиса трех лет.
Предмет исследования – влияние кризиса на развития детей трех лет.
Исходя из выше излаженного в рамках курсовой работы мы решили следующие задачи:
______________________________
4.____________________________
При отборе материалов мы опирались на фундаментальные положения
отечественной психологии, разработанные Л.С.Выготским,
А.Н.Леонтьевым, Запорожцем, Д. Б. Элькониным, С.Л. Рубинштейном,
Л.И.Божович, А.А.Люблинской, М.И.Лисиной Г.А. Урунтаева и т.д.
поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного
образования. Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его ценности
и значимости для педагогической деятельности.
1.1 Особенности психического развития детей в раннем возрасте
Раннее детство — возраст от рождения до трех лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности. Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражены ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5 — 3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5 — 6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи. Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление. Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется. Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма. Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования. У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается. Особое значение в психическом развитии имеют эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого. Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он не только обеспечивает малышу оптимальные условия для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но и заботится о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним. Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок—предмет — взрослый (Д. Б.Эльконин, Л. Ф. Обухова). Теперь малышне просто живет со взрослым, а с его помощью, когда взрослый выполняет действия не вместо него, а совместно с ним. Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.В возрасте от одного до трех лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, т. е. в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции. В предметном действии Д. Б. Эльконин выделил две составные части, существующие в единстве: смысл действия, представление о его назначении, общественной функции и операционально-технические приемы его выполнения. Главным условием овладения предметными действиями выступает совместная деятельность ребенка с взрослым. В этой деятельности взрослый выполняет следующие функции: раскрывает ребенку смысл предметных действий; организует освоение приемов их выполнения; контролирует ход выполнения, поощряя или порицая ребенка. Для ребенка смысл производимого им действия заключается в его совместном выполнении с взрослым или ради выполнения поручения взрослого. То есть в смысловом центре ситуации усвоения предметного действия стоят взрослый и сотрудничество с ним. Для реализации этого общего смысла чрезвычайно важно, чтобы ребенок производил действие так, как показал взрослый.Из двух частей действия первой осваивается смысловая сторона - функция, назначение предмета орудия. Овладение операционально-технической стороной происходите процессе создания ребенком собственного образа действия с орудием. Такое создание не сводится просто к приспособлению отдельных движений к орудию, а предполагает включение орудия в заданную схему действия (образец) и обогащение его ориентацией на отдельные свойства предмета орудия. Образ орудийного действия строится не одномоментно, а в результате разнообразных проб самого ребенка в ходе совместной с взрослым работы. Совершенствование, уточнение образа действия определяется не внешним рисунком движений взрослого, а смыслом действия, понятным ребенку. На всех этапах формирования предметного действия ребенок обращается к взрослому за помощью, одобрением, подтверждением правильности производимого им действия.
По мнению Д. Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного с взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.Развито действия от совместного к самостоятельному проходит следующие этапы: от совместного с взрослым к совместно-разделенному, которое начинают выполнять вместе, а заканчивает ребенок; затем действие выполняется ребенком на основе показа взрослого и, наконец, самостоятельно по речевому указанию взрослого. Такой путь становления действия есть одновременно и процесс его структурного оформления в единстве ориентировочной исполнительной и контрольно- оценочной составляющей в совместном действии все его части слиты, действие задается и контролируется. взрослым. В совместно-разделенном действии ребенок выделяет его цель, понимает, чего может достичь в результате. Контроль принадлежит взрослому и частично ребенку. Посредством показа действия взрослый отрывает ориентировочную часть от исполнительной, побуждая ребенка сделать то же самое. На этом этапе овладения действием ребенок представляет цель, соотносит процесс выполнения с данным образцом. Приобретенный ранее в совместных действиях опыт, данный взрослым образец служат основой для первоначального контроля. При самостоятельном действии ребенок сам принимает или ставит цель, ориентируется в условиях, исполняет, осуществляет элементарный контроль, т.е. соотнесение получаемого результата с целью и условиями выполнения действия. Развитие ориентировочной части действия предъявляет особые требования к восприятию. Ребенок должен не только узнать предмет, но и учесть его внешние свойства при выполнении с ним действия. Так, «техника» действия с ложкой предполагает учет воспринимаемых соотношений ложки и тарелки, ложки и пищи, ложки и расстояния от тарелки до рта. Ребенок должен зачерпнуть ложкой соответствующее количество пищи из тарелки и удержать пищу, перенося ложку от тарелки ко рту. В освоение предметных действий во втором полугодии второго года жизни включается речь. Теперь ребенок не только понимает инструкцию взрослого, но и сам использует речевые средства для обращения к нему за помощью, разъяснениями, указаниями («дай», «помоги», «покажи» и пр.). Речь помогает классифицировать и обобщать предметы и действия не только на основе их наглядных свойств, но и по принадлежности действий, прежде всего к бытовым процессам (приготовление и прием пищи, умывание, одевание, стирка и пр.). Благодаря речи ребенок переходит на чисто человеческий способ освоения предметных действий способ, основанный на объяснении, а не просто на показе действий. С помощью речи взрослый не только привлекает внимание ребенка к тому или иному предмету, не только направляет и организует его действия, но и определяет содержание этих действий. В своей речи взрослый ставит перед ребенком задачу («возьми», «положи», «отнеси» и пр.) и указывает способ ее достижения («сначала положи, потом закрой», «возьми в эту руку» и пр.).На третьем году жизни взрослый помогает ребенку осознать, что в действии есть не только процесс, но и результат, а использование предмета в прямом назначении завершается тогда, когда этот результат достигнут. Ребенок начинает понимать, что надо не просто подметать пол, а подмести чисто; не просто мыть руки, а вымыть чисто. Так усвоение назначения и способов действия с предметами ведет к усвоению элементарных норм поведения в мире постоянных вещей, к представлению о том, что с предметами нужно поступать соответствующим образом для достижение определенного результата (мылом намыливать, из чашки пить, расческой причесываться и пр.).В первой половине третьего года жизни малыш научается самостоятельно ставить цель своих действий. Об этом событии говорит возникновение инициативных действий, которые имеют ярко выраженную социальную направленность. Ребенок стремится выполнить действия, приносящие пользу взрослым (вытирать пыль, мыть посуду, как мама, и пр.).
1.2 Кризис трех лет
Термин «кризис»
многозначен. В различных психологических
теориях он используется по-разному
и связывается с различными явлениями
психической жизни человека. В
отечественной психологии представление
о возрастном кризисе ввел П.П.Блонский,
затем описывал и содержательно
раскрывал Л.С.Выготский. Это происходило
в 30-е годы. С тех пор сложилась
парадоксальная ситуация. Кризисы почти
не исследовались ни теоретически,
ни экспериментально, но в любом
исследовании, в любом учебнике по
возрастной психологии кризисы рассматривались
как нечто реально
новорожденный (1-10 дней);
грудной возраст (10 дней - 1 год);
раннее детство (1-3 года);
первое детство (4-7 лет);
Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов). Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис 3 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса- самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт. Переход от раннего детства к так называемому дошкольному детству получил название кризиса трех лет — это переломный момент в жизни малыша. Его называют трудным возрастом: относительно послушный, во всем полагающийся на взрослого и подражающий ему ребенок превращается в упрямого строптивца с непредсказуемым поведением и бурными реакциями. Сроки возникновения такого кризиса обычно приходятся на конец третьего начало четвертого года жизни. В конце третьего года жизни начинает складываться самоконтроль за ходом выполнения действия, понимание того, соответствует ли деятельность и достигнутый результат общепринятой норме, носителем которой является взрослый. Именно он задает критерии правильного или неправильного выполнения действия. Оценивая результат действия, ребенок оценивает и самого себя, воспринимая неуспех как личное поражение, а успех как предмет гордости за себя.Вторая линия развития предметного действия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной 'ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия.Связь действия с предметом проходит три стадии развития. На первой ребенок выполняет с предметом любые известные ему действия. На второй он употребляет предмет только по прямому назначению, выполняет усвоенные действия с тем предметом, который для этого предназначен. От года до полутора лет у ребенка складывается умение правильно определять назначение прежде всего таких окружающих его бытовых предметов, как посуда, одежда, обувь и т. п. Ребенок стремится к совершенствованию специфических действий с этими предметами, может полностью и Правильно овладеть некоторыми (пить из чашки, есть ложкой). Когда детям двух лет предлагали использовать носовой платочек в качестве полотенца, салфетки, тряпки для вытирания стола ни по прямому назначению, они стремились использовать платочек только в соответствии с его функцией (В. Я. Кисленко). И лишь на третьей стадии ребенок начинает употреблять предмет свободную, но зная его основную функцию. Теперь ребенок может осуществить перенос действия с одного предмета на другой, тождественный по функции (пить не только из чашки, но и из стакана, кружки, блюдца и т.п.), а также перенос действия по ситуации (надевать туфли на свои ножки, на лапы игрушечного медведя, мяч и т.п.). В таком переносе происходит отделение действий предмета, на котором они были первоначально усвоены, и их обобщение, а затем на третьем году возникает отнесение действий к себе. Ребенок начинает говорить о том, что производимое им действие это его действие. Например, он подносит ко рту
лошадки деревянную чашку и говорит: «Вова дает кушать». Так возникает личное действие. Свободное употребление предмета со знанием его функции говорит о зарождении воображения и нового вида деятельности игры. Так, ребенок использует карандаш, имитируя действия ножа, для разрезания кубика, выполняющего роль хлеба. Теперь действия побуждаются не только предметами, данными в восприятии, но и представлениями о них. Предметы начинают подчиняться желаниям ребенка действовать с ними так, как он хочет. В овладении предметными действиями ребенку помогают игрушки. Они моделируют, изображают какие-либо «настоящие» предметы мира взрослых. В отличие от действий с предметами взрослый не требует от ребенка употребления игрушек только одним определенным способом и в одних и тех же условиях. Поэтому ребенок начинает пользоваться игрушками полифункционально, свободно, делать с ними все, что ему угодно. Такое использование игрушек способствует расширению границ переноса действия, с одной стороны, в другие условия (научился причесывать себя начинает причесывать медведя), а с другой на предмет-заместитель (причесывает не гребешком, а деревянной палочкой). Таким образом, происходит дальнейшее обобщение, схематизация действия. Ребенок начинает словами дополнять его недостающие звенья. Подавая кукле из мисочки отсутствующую пищу, девочка говорит: «На, кушай, это кисель!» Так возникает игровое действие. Одновременно дети могут употреблять различные предметы, прежде всего не имеющие фиксированных способов действия, в дополнение к основным предметам, сюжетным игрушкам, предметам обихода. Камешки, палочки, кубики, катушки, пластинки и т.п. заменяют расческу, градусник, мыло, хлеб и т. п. В своих действиях ребенок узнает взрослого и называет себя его именем: «Таня тетя Маша». Перенос действия, его обобщение приводят ребенка к отделению, сравнению и отождествлению себя с взрослым. К действию, которое ребенок сам осуществляет, он начинает относиться как к своему, личному действию. На третьем году жизни он говорит о себе не в третьем лице: «Вова кушает», а в первом: «Я кушаю», «Я прыгаю», «Я стучу» и т.п.Накопленный опыт предметных действий, освоение речи, успехи в других видах деятельности и сферах жизни способствуют тому, что у ребенка нарастает стремление к самостоятельности, тенденция действовать без помощи взрослых, независимо от них. Это стремление оформляется в речевой формуле: «Я сам».Возникновение личного действия и сознания «Я сам» связано с появлением собственных желаний ребенка, не совпадающих с желаниями взрослых, и поэтому он все чаще и настойчивее говорит: «Я хочу». Раньше желания ребенка были связаны с наглядно воспринимаемой ситуацией. Теперь они могут направляться на предметы из сферы представлений, а действия могут строиться на основе представлений о предмете и возможном обладании им в будущем, пусть очень недалеком.Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет. Его симптомы описал Л.С.Выготский. К основным относятся следующие:
Информация о работе Теоретические основы проблемы на влияния кризиса на развитие