Теоретические основы современного европейского социального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Классно-урочная система Я.А. Коменского. В процессе развития практики образования можно выделить множество авторских педагогических систем, которые составляют золотой фонд истории педагогики. Самым заметным и актуальным является опыт известного чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). Его труды стали выдающимся событием в развитии теории социального воспитания, в формировании педагогики как научной отрасли.

Содержание

Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского.
Педагогические идеи Джона Локка.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы современного европейского социального воспитания2.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Наглядность предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания — в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «...пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, если оно противоречит собственным ощущениям. Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не « словесное, вербальное обучение. В обучении учащиеся должны сами видеть предметы, слышать звуки, обонять запахи, осязать, вкушать, прежде чем приступят к словесным описаниям («глаз хочет видеть, ухо хочет слышать...» и ТА.).

Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро попасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать». Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок. Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь: от более общего к более частному; от более легкого — к более трудному; от известного — к неизвестному; от более близкого — к далекому.

Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

Самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.

Заслуга Я. А. Коменского в том, что он предложил человечеству для системы социального воспитания оптимальную на то время подсистему образования. Для него школа была общественным местом, где юношество приобретает социальный опыт. Совершенствование методики образования чешский педагог направил на то, чтобы школы имели возможность сделать людей мудрыми умом, благонравными в действиях и благочестивыми духом.

Дисциплина у Я. А. Коменского не является самоцелью. Ее цель - в том, чтобы "у всех и всеми способами побуждать и укреплять (постоянными навыками и упражнением) благоговение к Богу, любезность к ближнему, бодрость к труду и выполнения жизненных задач". " За поведение нужно наказывать строже, чем за обучение", "Более строгое наказание должно применяться только в отношении тех, кто грешит против поведения". К плохому поведению Я. А. Коменский относит: аморальность и все направленное против закона Божия, упорное неповиновение и умышленную злобность, высокомерие и тщеславие, а также недоброжелательность, лень и отказ товарищам в помощи.

Я. А. Коменский занимался социальным воспитанием не только молодежи. Он, один из немногих своих современников и последователей, кто не ограничивал развитие социальности человека юным возрастом. Чешский педагог определяет цели, содержание и средства "школы зрелости" и "школы старости". Обусловливает необходимость воспитания людей второго и третьего возраста тем, что не двигаться им теперь вперед, означало бы отступать, но ведь все, даже люди пожилого возраста должны подчиняться законам совершенствования, поэтому и для них продолжение жизни должно быть движением вперед.

Целью социального воспитания зрелого человека является реализация выбранных ценностей, смысла, пути жизни в действительности, в общении с людьми: "Цель этой школы - благоразумное и художественное управление жизнью и всеми нашими действиями и забота о том, чтобы с приобретенных в молодости знаний, добродетельства и благочестия ничто не потерялось ... а, наоборот, все именно сейчас нашло свое настоящее применение". "Школой " взрослых есть сама жизнь, средством - книги, способом - делать все в пользу жизни, Богу, человеческому обществу и по возможности с удовольствием. Методом является рефлексия, " чтобы каждый образованный человек размышлял сам с собой и принимал решения".

Что касается людей пожилого возраста, то Я. А. Коменский так определяет цель их социального воспитания: "В школе старости надо учить и учиться тому, каким образом старые люди должны иметь возможность, уметь и желать правильно наслаждаться достижениями проведенной жизни, правильно проводить остаток жизни, правильно завершить свою земную жизнь и радостно переходить к жизни вечной".

Подведем итог, Я. А. Коменский предлагает модель демократического социального воспитания, когда более развитые народы, управляя, не навязывают свои ценности "варварским" народам, а способствуют привлечению последних к авангарду культуры человеческого сообщества, сохраняя при этом уважение к родной культуре. Фактически великий педагог предусматривал возвращение социального воспитания к первоначальному образцу, но на более высоком уровне, когда каждый воспитывает каждого, но не под внешним "принуждением" необходимости выжить в неблагоприятном природном окружении, а в силу внутреннего желания сделать условия жизнедеятельности и социальные отношения благоприятными для развития лучшего в человеке.

Все это возможно станет, когда социальное воспитание будет на развитии желания, умения и навыков самовоспитания, когда внешнее управление социальным развитием человека усилится внутренним.

В педагогической теории чешского педагога индивидуальное не подавляется общественным, но личное благо зависит и реализуется через благо социальное, которое не ограничивается государственными рамками, а включает благо всего человечества. Предчувствуя развитие индивидуализма индустриального общества, Я. А. Коменский предлагает его гармонизировать через социальное воспитание, через направление духовности развитых индивидов на общественность. В отличие от древних греков, в частности Сократа, чешский педагог понимает, что недостаточно для человека знать и уметь, как действовать в интересах общего благополучия, главным двигателем этого процесса является желание это делать, что зависит уже от потребностей, от ценностных ориентаций индивида. Весь теоретико - педагогический вклад Я. А. Коменского потенциально был шагом вперед в аксиологическом аспекте социального воспитания, а значит и развития культуры человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Педагогические  идеи Джона Локка.

 

Джон Локк(1632—1704) —известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики. Один из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания.

Он жил в эпоху английской революции, означавшей переход от до индустриального к индустриальному типу производства, время глубинных перемен в жизни европейских народов, характеризующееся появлением новых условий для развития личности.

Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями.

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становится тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию, говорил Локк. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего "вести "свои дела толково и предусмотрительно". Это — дворянин по происхождению, отличающийся "утонченностью в обращении", в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. "Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия", — говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. "В здоровом теле — здоровый дух", — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. "Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом".

Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть "мудрыми" и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, "буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...".

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала "страх и уважение" должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать "любовь и дружба".

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. "Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним". Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. "Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай". Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы "заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности", надо замечать различные качества ребенка, "ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...".

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что "рабская дисциплина создает и рабский характер". Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к Богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Информация о работе Теоретические основы современного европейского социального воспитания