Теоретические основы современного европейского социального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Классно-урочная система Я.А. Коменского. В процессе развития практики образования можно выделить множество авторских педагогических систем, которые составляют золотой фонд истории педагогики. Самым заметным и актуальным является опыт известного чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). Его труды стали выдающимся событием в развитии теории социального воспитания, в формировании педагогики как научной отрасли.

Содержание

Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского.
Педагогические идеи Джона Локка.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы современного европейского социального воспитания2.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и не интересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.

Д. Локк отрицательно относился к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния "грубой массы", от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы "с ловкостью и проворством обкрадывать фруктовые сады". Это нескрываемое презрение Локка к народу с особой ясностью выражено в его записке о "рабочих школах". По его мнению, "дети рабочего люда" всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовать "рабочие школы", куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых нищенствуют и обращаются за пособием. Эти дети будут питаться в школе только "хлебом досыта". В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей будут продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Тем самым дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

Локк своими философскими и педагогическими трудами, своей теорией договорного происхождения государства и "естественного права" оказал значительное влияние на французских просветителей, хотя созданные ими учения значительно отличались от педагогической системы Локка, особенно своими социальными и прогрессивными установками.

Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом:

—ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

—все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

—воспитание все сильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

—основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;

—здоровье ребенка — первая задача воспитания;

—пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

—следует отказаться от принуждения в воспитании;

—польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм. Педагогические идеи Локка были изучены, критически осмыслены и развиты в работах французских просветителей XVIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В процессе развития практики образования можно выделить множество авторских педагогических систем, которые составляют золотой фонд истории педагогики.

Самым заметным и актуальным является опыт известного чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). В книге «Великая дидактика» им были заложены новые подходы к образованию, основанные на идее всемогущества просвещения и его способности преобразовать мир. Я. А. Коменский обосновал принципы, цели и общее назначение образования. Эта книга одна из первых научно – педагогических книг, которая является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно восприятия мира. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.  Средством культивирования нового поколения чешский педагог предлагает - школу. Я. А. Коменский рассматривал ее именно как специфическое социальное заведение молодежи.

Педагогические идеи Джона Локка – были актуальны для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. В трудах Д. Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени.

Локк развил новые педагогические идеи: ребенок от рождения «чистый лист»; все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту; от воспитания зависит, каким вырастет ребенок; цель воспитания — счастье человека; задача воспитания - воспитать здорового ребенка; для воспитания важен пример окружающих; отказ от принуждения в воспитании. Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу. Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм.

Если сравнить педагогические идеи Я.А. Коменского и Д. Локка, можно увидеть некоторые сходства. Педагоги считали, что воспитание в жизни играет важную роль. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте, ребенок от рождения как «чистый лист» и именно от воспитания зависит, каким он вырастит. Считали, что важно в ребенке пробуждать интерес к учению, развивать любознательность, вызывать любовь и почтение к Богу, а не навязывать или насильственно внушать. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям. Чтобы ребенок приучался руководствоваться не чужим умом, а своим, развивать в себе способность проникать в суть вещей и производить истинное понимание и использовать их.

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Учитывая присущую детям подражательную деятельность важно оберегать детей от плохих товарищей, испорченных людей, развращенных разговоров.

Педагоги выступали противниками телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает рабский характер». Но в случае упорного неповиновения и умышленной злобности, высокомерие и тщеславие, а также недоброжелательность, лень и отказ товарищам в помощи допускали телесные наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Латышина Д. И., История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005.—603с.
  2. Коменский Я.А. Великая дидактика //Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогики,1988.- С.11-106.
  3. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Пампедия  //Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогики,1988.- С.107-136.

Информация о работе Теоретические основы современного европейского социального воспитания