Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:16, реферат
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод» - «водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию» - «икусавод паводит икуси» и т.д.
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Например, Дима К. составил следующий рассказ по серии картин «Зимние развлечения»: «Дети гуляли на дворе. А там снег. Взяли пальто, шапки, взяли эти, на руки которые. Мальчик катал, и этот тоже катал. Сделали неневики (снеговиков). Потом он на санков катал собаку. Нет, это не он, это другой. А другой на горке сидел, а потом здесь бегал (показывает рукой на картинку «каток»)».
Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летнего возраста на 2 года. И если коррекционная программа пройдена в полном объеме, есть большая вероятность того, что они смогут обучаться в общеобразовательной школе.
Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. В основе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 5 — 7 лет лежит программа, разработанная в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопедии МГОПУ.
Она предусматривает:
— раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
— развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
— взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
— дифференцированный подход в логопедической работе к детям с общим недоразвитием речи, имеющим различную структуру речевого нарушения;
— связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
— практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
— формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопро-изношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
— подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
Таким образом из выше сказанного можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи есть определенные особенности, которые требуют правильно спланированную систему коррекционной работы.
1.3. Особенности формирования словаря у детей с ОНР
Первый уровень речевого развития характеризуется полным отсутствием словестных средств общения в возрасте, когда нормально развивающихся детей речь в основном сформированы. Дети 5 – 6 лет, а иногда и старше, имеют скудный активный словарь, состоящих из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо «машина поехала» ребенок говорит «биби», вместо «пол» и «потолок» - «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо «дедушка» - «де» и т.д. Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения словнеустойчивы и недифференцированы. Пассивный словарь детей, находящихся на первом уровне речевого развития, значительно шире активного. Это создает впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут. Однако понимание речи вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует. Небольшой запас слов, имеющийся у детей, отражает главным образом непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. Словесное выражение более отвлеченных отношений действительности на этой ступени речевого развития детям почти недоступно.
Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обравками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (преимущественно качественных) прилагательных и наречий. Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдается попытка детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы во времени, однако эти попытки чаще всего оказываются неудачными. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм.
Общее недоразвитие третьего уровня проявляется прежде всего в незнании, неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. На этой стадии речевого развития у детей еще очень ограниченный речевой запас, поэтому в измененной ситуации происходит неточный отбор слов. Бедный запас слов, выражающих оттенки значений, характеризует речь детей на этой стадии развития. Эта бедность частично обуславливается неумением различать и выделить общность корневых значений. Отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные). В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи на всех уровнях имеются особенности формирования словаря.
1.4. Развивающие игры по типу «Чудесный мешочек» как средство обогащения, закрепления и активизации словаря и методика их проведения
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используют на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью
которых можно обогащать словарный запас детей.
В дошкольной педагогике существует несколько подходов к классификации дидактических игр.
Е. И. Удальцова предлагает
деление дидактических игр по
характеру используемого
Дидактическая
игра содействует решению
При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста, наряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, шарами, грибками и т.д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми – занятиями.
В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры – занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (Восприятие, мышление, речь и т.д.).
Особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры – занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.
Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д. Игры – типа «чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты). Дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивает объяснительную речь.
В каждой дидактической игре должно быть представлено развернутое игровое действие с элементами загадок, движений, соревнований, выделением ролей, с моментами ожидания и неожиданностями, т.е. сами игровые действия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными, во всех случаях должна быть организованна, прежде всего, увлекательная игра. Стимулом познавательной деятельности в дидактической игре является сам игровой процесс. В этом игровом процессе деятельность одновременно играющих детей может носить разный характер: одни дети изображают врача, другие больного; одни прячут или загадывают, другие ищут, отгадывают. Дидактические игры могут иметь и более четкую учебно-игровую структуру, в этих случаях они могут являться одной из форм организованного обучения.