Теоретические основы формирования словаря у детей с ОНР через использование развивающих игр по типу «Чудесный мешочек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:16, реферат

Краткое описание

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретическая часть.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Успешное руководство развивающими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

   Например, дидактическая  задача "научить детей узнавать предметы по характерным признакам" реализуется через дидактическую игру «Чудесный мешочек». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Достать предмет , назвать его, рассказать, какой он, воспитатель дает наглядный образец игры. Он достает предмет из мешочка, называет его и рассказывает. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие, предлагает детям самим это сделать.

      Воспитатель  намечает последовательность игр,  усложняющихся по содержанию, дидактическим  задачам, игровым действиям и  правилам

Отдельные, изолированные  игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

     Следует  учитывать, что в дидактической  игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воснитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1)  предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2)  картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные ризнаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.

      При  помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

   Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

     В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

   Заканчивая игру  педагог должен вызвать у детей  интерес к её продолжению, создать  радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные. 

   Дидактическая  игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.  

Таким образом, из выше сказанного можно заметить, что речь выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Именно игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Развивающие игры оказывают большое влияние на формирование и активизацию словаря детей. С помощью игры ребенок познает новое, обогащает словарь. Ребенок осваивает через речь нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.          


Информация о работе Теоретические основы формирования словаря у детей с ОНР через использование развивающих игр по типу «Чудесный мешочек»