Теоретические подходы к проблеме воспитания сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.[]

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 57.07 Кб (Скачать файл)

7. Звучащие и  музыкальные игрушки.

Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей [].

8. Игрушки-самоделки  изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в  таких игрушках возникает в  самих видах игр: для театров  дети мастерят фигурки "артистов", элементы декораций; для сюжетно-ролевой  игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Образные игрушки  составляют одну из групп в общей  классификации игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и  влияние, оказываемое развитие личности ребенка, позволили подвергнуть  разделению по классам и этот отдельно взятый вид игрушек.

Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:

образы людей,

образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и  т.д.),

образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),

образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),

образы быта (посуда, мебель и т.д.);

сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные  стороны окружающей жизни (природные  явления, быт, спорт, техника и т.д.).

С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:

по  содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);

по  степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);

по  виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);

по  величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

по  функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)

по  художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.) [].

Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается  классификация на основе использования  игрушек в различных видах  игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с предметами и игрушками.

Специально организованное восприятие предметов с целью  использования его результатов  в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование - это основной метод  сенсорного воспитания детей раннего  возраста ( ).

Методика этих занятий была также предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена  В. И. Логиновой

В младших группах  проводятся два вида занятий: 1) по первичному ознакомлению с предметами, 2) по углублению знаний о предметах. Каждый вид занятий  имеет свою специфику.

На занятиях по первичному ознакомлению с предметами необходимо правильно организовывать восприятие детей, формирование представлений  и соответствующего словаря. Наиболее эффективными приемами являются: привлечение  внимания к предмету, действию и  привлечение внимания к слову. Название предмета дается только тогда, когда  на нем сосредоточено внимание ребенка. Слово выступает как знак предмета. Устанавливается связь слова  с представлением о предмете. Далее  создается поисковая ситуация, предлагается вопрос: где кукла (мяч)? В ответ  на поиски предмета воспитатель показывает его вновь и повторяет слово. Затем слово повторяется ребенком при появлении или исчезновении предмета.

Закрепление слова  происходит на занятиях, во время которых  дети по указанию воспитателя выбирают предметы среди других, называют их, действуют с ними.

На занятиях по углублению знаний о предметах формируется  целостное представление ребенка  о предмете: устанавливается связь  между назначением предмета и  его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые  особенности предмета. К методике занятий предъявляются следующие требования: познавательная деятельность должна быть опосредована практическими задачами и опираться на игровые приемы; предметы должны быть хорошо знакомы детям – те, с которыми они уже действовали и назначение которых им известно; следует подбирать дополнительные предметы, лишенные какой-нибудь части, детали, сделанные из другого материала и потому непригодные для деятельности; дети должны активно действовать с предметами, выбирать подходящие и мотивировать свой выбор; руководство познавательной и речевой деятельностью воспитатель осуществляет через указания, как надо действовать с предметами, и вопросы.

На занятиях используются методы рассматривания и обследования предметов. Ознакомление с предметом  идет поэтапно:

·         ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;

·         восприятие частей, деталей предмета;

·         знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.

Основные методические требования к проведению занятий  такого рода следующие:

·         широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски, игровые действия, игровые атрибуты и др.;

·         сюжетный характер игр-занятий;

·         рассматривание предмета, его деталей;

·         многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;

·         активное подражание детей речевому образцу;

·         использование вопросов, предполагающих ответ действием;

·         формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;

·         чередование игровых действий с речевыми;

·         активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;

·         сравнение предметов по их внешнему виду;

·         постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.

      Одно из самых интересных и любимых детьми занятий - рассматривание и описание игрушек, предметов предложила А.М. Бородич

 Описание  игрушек начинается с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание  детей на характерные особенности  внешнего вида игрушки (цвет, форма,  материал), следит за правильным  использованием слов при их  определении.

Описание  идет но вопросам педагога. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому он с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот, рассказ является, образцом.

Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей  к обобщениям на основе выделения  существенных признаков, которые заключаются  в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

В планировании методов обучения детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с  закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной  деятельности и т. д.

Так, в играх постоянно  происходит ознакомление детей с  качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.)(пилюгина

Ещё одним необходимым  принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип  последовательности, обусловливаемый  в ознакомление детей вначале  с вполне осязаемыми сенсорными свойствами -- величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Число занимающихся детей может быть разным - от 3--4 до 6--8, в зависимости от возраста и степени обучаемости.

Сенсорное воспитание планируется  в тесной взаимосвязи со всеми  остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов  возможна при наличии определенного  уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к  развитию движений руки при осуществлении  действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и так далее. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими ().

Повторность занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Первоначально детям дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

 Пилюгина предлагала  После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. пилюгина

 В третьей части  занятия при самостоятельном  выполнении задания каждым ребенком  педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь  и в отдельных случаях проводит  систематическое индивидуальное  обучение.

Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более  или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто (п).

Таким образом, методика работы с детьми младшего возраста - это  поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические подходы к проблеме воспитания сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста