Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:37, реферат
Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) - педагог. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже
Теория свободного воспитания детей дошкольного возраста К. Н. Вентцеля.
Биография К.Н.Вентцеля.
Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) - педагог. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.
Семья
Брат: Вентцель, Николай Николаевич, писатель
Жена: Надежда Яковлевна ур. Ростовцева (1857 - 1898)
Дети: Михаил (1882 - 1963), ученый астроном. Маргарита (в замужестве Чуракова) (1888 - 1968), мать известного реставратора С.С. Чуракова
Жена: Софья Александровна ур. Станюкович (1871 - 1945), племянница писателя К.М. Станюковича, внучка скульптора П.К. Клодта
Дети: Александр (? -1963). Надежда (1900 - 1998), скульптор. Арий (1904 - 1979)
Основные положения Теории свободного воспитания детей дошкольного возраста К.Н. Вентцеля
Актуальным и важным в теории К.Н. Вентцеля признается закрепление за ребенком прав на свободное развитие; требование глубокой любви к детям, развития их самодеятельности и активности, стремления педагогов к профессиональному самоанализу и творчеству; антидеспотический, личностно-творческий характер теории воспитания, гуманизм педагогической технологии (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, Н.М. Магомедов, С.Г. Пестриков, М.Е. Стеклов, Т.П. Толмачева и др.), идея необходимости гуманного педагогического стимулирования естественного развития человека (В.Г. Пряникова), концепция космической педагогики (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Л.Д. Филоненко).
В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.
По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой - нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра - это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни - могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.
Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.
Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.
Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса - происходит становление космического сознания ребенка.
Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.
Основанием разработки К.Н. Вентцелем теории свободного воспитания явились его этические взгляды, согласно которым истинная нравственность имеет место тогда, когда беспрерывно расширяющуюся систему целей жизни и отдельного человека, и той общественной группы, в состав которой он входит, отличают гармония, цельность и единство; основной задачей нравственного воспитания, способствующей прогрессивному развитию человечества, является развитие стремления каждого человека к самостоятельному творческому определению нравственных ценностей жизни и их плодотворной реализации в процессе свободного творческого труда. В связи с этим сущность процесса воспитания, по мнению К.Н. Вентцеля, состоит в раскрытии внутреннего потенциала ребенка посредством его свободного обнаружения в процессе полноценного проживания каждым ребенком своей индивидуальной жизни, органично связанной с жизнью окружающих его людей; главная цель - в развитии творческой индивидуальности каждого воспитанника, помощи ему в самореализации и самосовершенствовании, обеспечении возможности почувствовать свою цельность с человечеством и космосом.
Считая стремление к свободе источником саморазвития личности, К.Н. Вентцель утверждал, что каждый человек призван научиться мыслить самостоятельно, определять свое личное отношение к миру, к людям, к самому себе; главная цель воспитания и образования - ребенок и его свободное развитие; педагогический процесс следует ориентировать на самостоятельную творческую работу каждой индивидуальной личности.
К.Н. Вентцель создал самобытный целостный теоретический образ идеального воспитательно-образовательного учреждения "Дом Свободного Ребенка". Его форма - педагогическая община, все члены которой объединены общими целями свободного воспитания на условиях устранения из общения элементов принуждения, дети являются непосредственными участниками планирования и организации своей жизнедеятельности. Попытка осуществить "Дом Свободного Ребенка" на практике была предпринята К.Н. Вентцелем и его сподвижниками в Москве (1906 г. -1909 г.). В практике "Дома" акцент делался на необходимость развития творческой индивидуальности каждого ребенка, организацию свободных занятий детей научными предметами в тесной связи этих предметов друг с другом (идея комплексности знаний), связи свободного производительного труда с образовательными занятиями детей, с их занятиями искусством; обеспечение условий для активного участия детей в организации своей жизнедеятельности и заинтересованного участия родителей в жизни "Дома".
Опыт осуществления "Дома Свободного Ребенка" явился стимулом для дальнейшего творчества К.Н. Вентцеля.
Изучение и анализ педагогического наследия К.Н. Вентцеля, опыта практической реализации в "Доме Свободного Ребенка" положений его теории воспитания позволили выделить следующие принципы этой теории:
- принцип свободы: свободное соединение воспитателя и воспитанника на равных началах является необходимым условием для выявления и развития индивидуальности ребенка, способствует плодотворному осуществлению педагогического процесса;
- принцип гармонии целей, то есть установление соответствия между различными сторонами природы ребенка, равновесия между его разнородными стремлениями, солидарности между его личной жизнью и жизнью всего человеческого общества посредством развития стремления к гармонии целей своей деятельности;
- принцип ненасилия над личностью ребенка: свободное внутреннее развитие человека предполагает устранение из педагогического процесса элемента принуждения ребенка в максимально возможной степени и установление ненасильственных методов воспитания;
- принцип развития творческой индивидуальности: важнейшая задача воспитания - постичь законы развития данной индивидуальности и сделать все возможное для ее максимального раскрытия;
- принцип культуросообразности воспитания предполагает, что условия для восприятия, накопления и переработки подрастающим поколением культурного наследия прошлого, позволяющие сделать его способным умножить полученное культурное наследство и в расширенном виде передать потомкам, должны создаваться воспитателем с учетом того, что ребенок - самобытная личность, обладающая священным правом на индивидуальное развитие;
- принцип развития стремления к свободному творческому производительному труду на всех ступенях воспитания и образования обеспечит тот "здоровый фундамент", на котором все другие телесные и душевные качества ребенка могут получить наивысшее развитие;
- принцип естественных последствий: предоставление ребенку возможности испытать на себе естественные последствия своих свободных действий способствует формированию его свободных самостоятельных взглядов;
- принцип гармонического слияния общественного и семейного воспитания: успешное осуществление свободного воспитания ребенка необходимо предполагает стремление к гармоничному слиянию усилий общества и семьи;
- принцип преемственности воспитания: организация воспитательно-образовательного учреждения как гармоничного соединения идеальных детского сада и школы позволит не нарушать условия естественного развития детей, избежать физиологически и психологически необоснованных форм организации педагогического процесса, будет способствовать свободной счастливой и радостной жизни детей.
Информация о работе Теория свободного воспитания детей дошкольного возраста К. Н. Вентцеля