КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ
Реферат по предмету «Педагогическое
мастерство» на тему
«Техника убеждающего
воздействия»
Выполнил: Ахунов
А.
гр. 1605
Проверила: Садриева
Р. А.
Казань, 2013
Введение
Так как преподаватель работать
с людьми различного возраста, а
именно с детьми, мы не можем представить
его деятельность без убеждающего
воздействия. Любая идея, мысль,
которую учитель хочет довести
до ученика должна дойти до его
сознания таким образом, чтобы ученик
об этом даже не догадывался. Большинство
детей по сути своей любознательны,
и поэтому с жадностью хватаются
за каждую крупинку знаний, которую
им дает такой авторитет как взрослый
человек. Учитель, обладая, большим авторитетом
в глазах учеников может воздействовать
на их взгляды и убеждения в сотни крат
сильнее, чем кто-либо из других взрослых.
Дети впитывают в себя каждое движение
учителя, каждый его жест, слово, но этот
процесс является неосознанным со стороны
учеников. Чтобы сделать этот процесс
осознанным, учителя должны использовать
разработанные психологами техники убеждающего
воздействия. При использовании данных
техник убеждение происходит наиболее
гармонично.
Понятие убеждающего
воздействия
Убеждение — это метод воздействия на сознание
людей, обращенный к их собственному критическому
восприятию.
Используя метод убеждения, психологи
исходят из того, что оно ориентировано
на интеллектуально-познавательную сферу
человеческой психики. Его суть в
том, чтобы с помощью логических
аргументов сначала добиться от человека
внутреннего согласия с определенными
умозаключениями, а затем на этой
основе сформировать и закрепить
новые установки (или трансформировать
старые), соответствующие поставленной
цели.
Убеждая, необходимо следовать определенным
правилам:
- логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
- убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
- помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать обобщенные положения (идеи, принципы);
- убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;
- сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.
Критерием результативности убеждающего
воздействия является убежденность.
Это глубокая уверенность в истинности
усвоенных идей, представлений, понятий,
образов. Она позволяет принимать
однозначные решения и осуществлять
их без колебаний, занимать твердую
позицию в оценках тех или иных фактов
и явлений. Благодаря убежденности формируются
установки людей, определяющие их поведение
в конкретных ситуациях.
Важная характеристика убежденности
— ее глубина. Она прямо связана
с предыдущим воспитанием людей,
их информированностью, жизненным опытом,
способностью анализировать явления
окружающей действительности. Глубокая
уверенность характеризуется большой
устойчивостью. Как показывает практика,
для того чтобы ее поколебать, недостаточно
одних только логических выводов. Убеждающее
воздействие целесообразно осуществлять
в следующих случаях:
- Когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию.
- Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия.
- Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.
- Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта. Отсюда важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания сообщения.
- Если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.
Структура убеждающего
воздействия
Убеждающее воздействие обычно
включает:
- воздействие источника информации;
- воздействие содержания информации;
- воздействие ситуации информирования.
Воздействие источника
информации. Эффективность убеждения в определенной
мере зависит от того, как люди, его воспринимающие,
относятся к источнику информации.
Воздействие содержания информации. Во-первых, воздействие содержания информации
во многом зависит от того, насколько оно
доказательно и убедительно.
Доказательность основывается на логичности,
правдоподобии и непротиворечивости
изложенного материала. Иначе говоря,
важно не только то, что сообщается,
но и то, каким образом это делается.
Убедительность зависит в большой
степени от учета присущих объекту
воздействия установок, убеждений,
интересов, потребностей, его образа
мышления, национально-психологических
особенностей и своеобразия языка.
Таким образом, чтобы добиться убедительности,
требуется учитывать значительное
количество факторов.
Доказательность не включает в себя
автоматически убедительность. Ее может
обеспечить только правильная пропорция
между логическим и эмоциональным
компонентами информационного сообщения.
Специалисты исходят из того, что:
- содержание информационных материалов должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной логики;
- конкретное в содержании информационного сообщения кажется убедительнее абстрактного;
- чем динамичнее текст, чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше он привлекает внимание;
- лучше воспринимается то, что близко интересам и потребностям объекта воз действия;
- лучше осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями (блоками);
- лучше усваивается то, что вызывает эмоциональный отклик у объекта воздействия;
- лучше воспринимается, осмысливается и усваивается тот материал, который преподносится в соответствии с национальными традициями восприятия объекта.
Например, у немцев и японцев
преобладает абстрактно-логический
стиль мышления, у китайцев —
образно-ассоциативный. Американцы и
французы любят наглядность. Вместе
с тем японцы и немцы тоже любят
наглядную агитацию, но такую, в которой
присутствует двойной смысл. Американцы
и китайцы лучше воспринимают
логически просто построенные рассуждения.
Французы предпочитают броские идеи,
эмоциональные обороты речи и
громкие фразы, немцы — четко
аргументированные факты, цифровые
расчеты. Имеет значение даже тембр
голоса. Кроме того, суть убеждающего
воздействия во многом зависит от
подобранной, построенной и поданной
аргументации.
Убеждение ни в коем случае не может
сводиться к простому изложению
той информации, в истинности которой
стремятся убедить противника, и
к последующему приведению доводов
в ее подтверждение, как того требуют правила
формальной логики. Существует гораздо
больше способов убеждать людей.
Специалисты выделяют три основные
категории аргументов для убеждения:
- Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного.
- Аргументы, дающие своего рода психологическое удовлетворение, поскольку они апеллируют к позитивным ожиданиям.
- Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.
По способу представления аргументов
различают так называемые «односторонние»
и «двусторонние» сообщения.
«Одностороннее сообщение» — это текст, который содержит аргументы
только источника информации. Такие сообщения
более эффективны в случае, когда объект
психологического воздействия не испытывает
враждебных чувств по отношению к источнику
информации и вдобавок отличается низким
уровнем образования. Объект в этом случае
способен относительно легко принять
точку зрения источника информации. «Одностороннее
сообщение» можно также использовать
для убеждающего воздействия на людей,
имеющих разный образовательный уровень.
«Двустороннее сообщение» содержит как аргументы источника информации,
так и контраргументы противника, которые
предстоит разоблачить. Такое построение
текста служит побудительным мотивом
к активной мыслительной деятельности
объекта, в результате чего происходит
пересмотр ранее сложившихся у него суждений.
«Двустороннее сообщение» ориентировано преимущественно на людей
с высоким уровнем образования, испытывающих
потребность в сопоставлении различных
взглядов, точек зрения, мнений, оценок.
«Двустороннее сообщение» в то же время
как бы упреждает аргументацию противника
и создает предпосылку для выработки определенного
иммунитета против нее.
Порядок расположения аргументов тоже
имеет значение. В частности, целесообразно
располагать информацию, непосредственно
ориентированную на изменение установки
(«сильные аргументы»), перед любой
другой, не связанной с решением
этой задачи. В большинстве случаев
наиболее действенным считают расположение
«сильных аргументов» в середине
текста сообщения (так называемая «пирамидальная
модель» воздействия).
Эффективность же текстов с «сильными
аргументами», расположенными в начале
и в конце сообщения, зависит
от установок объекта психологического
воздействия. Если он проявляет значительный
интерес к теме сообщения (т. е. у
него имеются по этому вопросу
положительные установки), то более
эффективен текст, в котором «сильные
аргументы» содержатся в конце сообщения
(так называемая «кульминационная модель»
воздействия). Если же объект относится
к теме сообщения безразлично, то
лучше разместить «сильные аргументы»
в начале текста («антикульминационная
модель»), чтобы сразу привлечь необходимое
внимание.
Воздействие убеждающего сообщения
на противника во многом зависит от
того, какие призывы (лозунги) в нем
подобраны и как они подаются.
Специалисты-психологи различают
и широко используют:
- Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов.
- Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний.
- Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.
Осуществление убеждающего
воздействия
Для получения максимального эффекта
убеждающее воздействие должно соответствовать
определенным требованиям:
- Быть правильно ориентированным и плановым.
- Быть направленным на конкретный объект.
- Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта.
- Быть направленным на инициирование определенного поведения.
Основными принципами осуществления
убеждающего воздействия должны
быть:
- Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.
- Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию доследующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.
- Принцип обеспечения доверия к источнику информации.
К числу приемов достижения доверия
к источнику информации в настоящее
время, кроме того, относят:
- создание имиджа «особой осведомленности» о тех событиях, которые в силу каких-то причин замалчиваются официальными источниками (это достигается передачей фактов, достоверность которых известна или может быть легко проверена);
- создание имиджа «объективности, независимости и альтернативности», что достигается цитированием документов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т. д.
4. Принцип активизации психических
процессов восприятия объектом
содержания информации.