Технология УДЕ ( укрупнение дидактических единиц ) Эрдниев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:11, доклад

Краткое описание

Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика: сначала, еще до войны, Пюрвя Мучкаевич работал в начальной школе, а после войны, окончив Барнаульский педагогический институт, преподавал математику и физику в сельских школах Алтайского края.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

Результат становится ощутимым уже к концу 1 класса: дети свободно разбирают предложения по частям речи и членам предложения, с удовольствием  делают морфологический разбор слов. У них появляется интерес к  русскому языку, вырастает словарный  запас.

– Не надо бояться, что дети маленькие и чего-то не поймут. Если им правильно преподнести материал, они его не просто прослушают, а  с радостью, как губка, впитают  в себя всю информацию.

Как и на уроках математики, заметно экономится время. Любовь Николаевна использует его не только для повторения изученного материала, а предлагает развивающие творческие работы –  сочинения стихов, сказок, инсценировок. Кроме того, появляется возможность  поработать над развитием речи.

В классе, где  предметы преподаются по системе  УДЕ, заметно выше качество образования, у ребят сильнее развито логическое мышление и больше уверенности в  себе: они смело берутся за любые  задания. Секрет успеха многие объясняют  тем, что сама технология изначально дисциплинирует.

От предмета к  предмету, от класса к классу...

Успехи в начальном  звене вдохновили учителей-предметников – принципы и приемы УДЕ постепенно перекочевывают в среднее звено. Опыт решения задач по математике легко переносится на задачи по физике и химии. За счет крупноблочного построения материала появляется возможность дать сразу правильные понятия, чтобы не переучивать впоследствии: пусть основной разговор о том или ином предмете, событии, явлении пойдет не сейчас, а позже – через полгода-год, но представление о нем ученик может получить гораздо раньше, когда необходимо подчеркнуть его взаимосвязь с другими событиями или явлениями, показать, что оно не случайно. Нередко путаница и хаотичное восприятие начинаются уже с изучения азов наук, с мельчайших деталей: сначала ученику говорят, что наименьшая частица – молекула, а через некоторое время уточняют, что атом. И таких примеров можно привести немало. Поступательное движение от общего к частному, которое предполагает УДЕ, по мнению педагогов, как нельзя лучше конкретизируют отдельные понятия.

На уроках истории, построенных  по системе УДЕ, ученики не просто изучают первую и вторую мировые  войны, а обязательно проводят аналогии: сравнивают причины возникновения, ищут сходства и отличия. Более того, анализируют эти события с  разных точек зрения – современников  и предшественников.

На географии – посвящена  ли тема климатическим условиям или  экономической ситуации – разговор идет параллельно о пяти континентах. В биологии, где все построено  на классификации и систематизации, граф-схемы находят особенно удачное применение.

Соседняя с 8-й 23-я школа  пошла по тому же пути: вот уже  несколько лет система УДЕ  применяется и в начальном, и  в среднем звене. В ближайшее  время очередь дойдет и до старшего. Учителям непросто: учебников нет, перекраивать содержание приходится самим. Но вдохновляют убедительные результаты: сравнив успехи в контрольном и экспериментальном 9 классах, учителя пришли к выводу, что в классе, где предметы преподаются по системе УДЕ, заметно выше качество образования, у ребят сильнее развито логическое мышление и больше уверенность в себе: они смело берутся за любые задания. Секрет успеха многие объясняют тем, что сама технология изначально дисциплинирует.

И в среднем звене применение УДЕ приводит к экономии времени. Куда его использовать – вопрос не стоит: многократное повторение пройденного  материала позволяет хорошо усвоить  его всем ученикам: сильным и слабым, схватывающим все на лету и медлительным. Вот почему в этих классах гораздо  меньше неуспевающих, чем в тех, которые  занимаются по традиционным методикам. В школах, работающих по системе  УДЕ, отпадает необходимость в отборе детей и в создании классов  компенсирующего обучения, педагогам  удается учить всех.

И ловушки Базисного учебного плана не выбили учителей из колеи: если вспомнить, в последнем его  варианте было сокращено число часов  на физику, географию. Но УДЕ помогла  полностью уложиться в отведенное время, не пропуская и не ужимая ни одной темы.

В последние несколько  лет руководство Калмыкии, проанализировав  успехи, к которым ведет открытие Эрдниева, всерьез заинтересовалось его распространением. В 1995 году из-под  пера президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова вышел указ, рекомендующий ее для  широкого использования работникам образования.

Впрочем, эта технология уже давно вышла за пределы  Калмыкии. По системе УДЕ работают учителя Москвы, Екатеринбурга, Самары, Хабаровска, Братска, Майкопа, Череповца, Днепропетровска и многих других городов России и стран СНГ. Письма благодарности, приходящие профессору Эрдниеву в течение многих лет  из разных уголков страны, подтверждают, что УДЕ – шаг в будущее.

Над усовершенствованием  технологии, помимо учителей и ученых, работают и сыновья Пюрвя Мучкаевича – Батр Пюрвяевич, профессор, возглавляющий кафедру математики и УДЕ в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования и Очир Пюрвяевич, доцент Калмыцкого государственного университета. Кроме того, научные труды по УДЕ опубликованы в Германии, Франции, Англии, Японии.

Развитие логического  мышления учащихся в системе «Укрупнение  дидактических единиц» П.М. Эрдниева

Усвоение школьных знаний и формирование учебных навыков  зависит от уровня умственного развития учащихся, в частности, от самостоятельности  мышления. Технология укрупнения дидактических  единиц – один из кратчайших путей  формирования самостоятельности мышления. Цель технологии УДЕ: создание действенных  и эффективных условий для  развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого  начала, расширение математического  кругозора.

Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит  в том, что знания усваиваются  системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется не объёмом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей – взаимообратными операциями, комплексами обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Чистая экономия времени равна 20-30%. Можно использовать эту экономию для сжатия учебного процесса, а можно использовать дополнительное время для углубления знаний, т.е. для развития учащихся. Технология УДЕ обширно применяется в педагогической практике от начальной до высшей школы по всем предметам, причем при исследовании каждого учебного предмета выстраивается своя разработка.

Принципы технологии УДЕ  базируются на соответствующих им закономерностях  и реализуются через систему  правил:

Принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся в учебной деятельности опирается на следующую закономерность: в развитии творческих способностей учащихся достигается тем большая эффективность, чем больше используются возможности и средства самоуправления учащихся.

Правила реализации этого принципа:

    1. все, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно;
    2. учащиеся должны учиться самостоятельно, составлять и формулировать обратные задачи, решать их, тем самым формировать процесс работы с задачей, вырабатывать навык самопроверки;
    3. в учебный процесс должны включаться задания не только по решению задач, но и самостоятельного их составления по указанной формуле, аналогичные, усложненные;
    4. учитель должен систематически использовать возможность самоорганизации учащихся и преимущественно опираться на средства косвенного и перспективного управления учебной деятельностью. При этом под косвенным управлением имеется в виду управление деятельностью учащихся через подбор системы творческих задач и заданий.

Принцип обращения структуры упражнений базируется на закономерности, установленной физиологами: в основе всей психической деятельности находятся циклические, кольцевые процессы, поток информации проходит по замкнутым путям [1, c. 198]. Принцип обращения структуры упражнений реализуется через следующие правила:

    1. в систему упражнений должны включаться деформированные, обращенные задания;
    2. составление обратных задач, когда искомым элементом последовательно выступает каждый элемент данного выражения (данной задачи).

Принцип системности знаний базируется на следующей закономерности: знания учащихся приобретают системные качества, а не становятся неорганизованным набором сведений, если освоение знаний осуществляется укрупненными порциями, и элементы знания образуют укрупненную единицу усвоения лишь благодаря многообразным связям между этими элементами.

Принцип системности  знаний реализуется через следующие  правила:

    1. совместное изучение взаимосвязанных вопросов, теорем, свойств, признаков;
    2. построение блока задач на основе одной заданной ситуации;
    3. не рассматривать на уроке вопросов, не вносить в план пунктов, на основательное рассмотрение которого не рассчитываете, и нет логической связи с предыдущим материалом;
    4. повторение через преобразование знания, через его укрупнение;
    5. использование схем, планов для того, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний.

Сформировавшаяся система  знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстрее  восстанавливаются в системе.

Принцип генерализации  информации в процессе учебно-творческой деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности. Поскольку информация – поток информации научных знаний – в мире с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, то в любом виде учебно-творческой деятельности, в том числе и творческой, возникает потребность ее уплотнения – генерализации.

Правила реализации принципа:

  1. уделить внимание применению общеучебных умений, искать общие способы, подходы решения творческих задач;
  2. укрупнение должно представлять процесс восхождения от абстрактного к конкретному и воссоздание связей исходной единицы с общей структурой знания;
  3. использование схем, планов, таблиц. [6]

Базу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное  задание, образующееся из нескольких логически  разнородных, но психологически состыкованных  в некоторую целостность частей, к примеру:

а) решение обыкновенной “готовой” задачки;

б) составление обратной задачки и её решение;

в) составление аналогичной  задачки по данной формуле либо уравнению  и решение её;

г) составление задачки  по неким элементам, общим с исходной задачей;

д) решение либо составление  задачки, обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачки.

Очевидно, вначале в укрупненное  упражнение могут войти только некие  из указанных вариаций. Основное же заключается в том, чтоб все составные  части по способности были выполнены  в указанной последовательности на одном занятии. Упор на необходимость  пространственного и временного совмещения частей укрупненного знания имеет психологическую причину: согласно современным научным данным всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Фаза оперативной  памяти, более оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний. Поэтому так важны технологические  детали, чтоб ровная и обратная задачки записывались и решались в двух параллельных колонках, чтоб подтверждения взаимообратных задач, теорем проводились на одном уроке, чтоб вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением, чтоб словесное мышление смешивалось с символическим и т.д.

Авторы предлагают в 1 классе все многообразие простых задач  на сложение и вычитание представить  в виде трех циклов (триад), по три  задачи в каждом цикле. Основу системы  составляет первый цикл – задачи на нахождение суммы и неизвестных  слагаемых. Второй цикл представляют задачи на нахождение остатка (разности), уменьшаемого и вычитаемого; третий цикл – задачи на увеличение и уменьшение числа  на несколько единиц и разностное сравнение величин.

Эти три цикла задач (всего 9 типов) являются задачной основой  изучения действий (операций) в 1 классе. Их выгодно и логически необходимо изучать совместно.

 

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР. Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:

- применять обобщения  в текущей учебной работе на  каждом уроке;

- устанавливать больше  логических связей в материале;

Информация о работе Технология УДЕ ( укрупнение дидактических единиц ) Эрдниев