Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:34, доклад
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Для эффективности
Важно, что ученик
имеет возможность в большей
степени самореализоваться и
это способствует мотивации
Принципиально меняется
и положение учителя в учебном
процессе. Прежде всего изменяется
его роль. Задача учителя - обязательно
мотивировать учащихся, осуществлять
управление их учебно-
Преимущества использования модульного обучения в том, что оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в теории и практике.
Из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.
Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности.
Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
Из психологии используется также рефлективный подход.
Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении можно рассмотреть на примере темы "Степень с рациональным показателем" (10 класс). Вернуться
Тему возможно разделить на восемь модулей, не являющихся 8 уроками. Модуль может содержать несколько уроков.
Шесть первых модулей, в основном, построены по схеме: т
1) ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ При постановке проблемы учащимся предлагается сводная таблица тех знаний (схематично), которые учащиеся приобретут на последующих уроках.
2) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений (например, в форме диктанта с обязательной проверкой сразу после написания), чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т.д.
3) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
ученика по использованию
вновь полученных знаний, сочетающихся с индивидуальной помощью со стороны учителя При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации, консультации учителя.
4) ВЫХОД НА КОНТРОЛЬ
Завершающий этап каждого модуля - выход на контроль, который состоит из трех уровней сложности. Все предлагаемые задания оценены определенным количеством баллов. Учащиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т.к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов. Предпоследний модуль можно назвать уроком-консультацией.
Урок-консультация.
Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает задание (7 вопросов).
Время подготовки
7-8 минут. После подготовки
В этом модуле можно рассматривать решения задач нестандартными методами. Задания предлагаются каждой группе. Время подготовки 10 минут. Оценивается в баллах. Каждая группа записывает решение на доске или кодоскопе. Проходит обсуждение.
5) Завершение модуля - "Ярмарка задач", где каждый ученик решает индивидуальные задания.
Задачи, например, можно выдать в конверте каждой группе. Они разной степени сложности на "4", "6", "8" баллов.
6) Последний модуль - это контрольная работа ,
задания которой содержат обязательные задачи и задачи повышенной трудности. За нее учащиеся получают оценку в баллах.
По окончании изучения
темы, ученик имеет три оценки,
которые видны из таблицы "
Фамилия ученика | ||
Модули (1-6) | ||
Баллы за промежуточный контроль и контроль на выходе |
Общее количество баллов |
Оценка |
Урок-консультация | ||
Баллы за задания на уроке |
Общее количество баллов |
Оценка |
Контрольная работа | ||
Баллы за задания |
Общее количество баллов |
Оценка |
Зачет |
Последняя графа отведена для тех, кто желает повысить свою оценку за первые шесть модулей. Рейтинговая система оценки увеличивает желание ученика получить наибольшее количество баллов, а следовательно школьник старается выбрать и решить более трудные задачи и получить более глубокие знания.
Введение модулей в учебный процесс надо осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной.
Элементы модульной системы
применимы и в младших классах.
Учащимся заранее выдаются
вопросы для самоконтроля. Затем
6 учеников, получивших лучшие оценки
за самостоятельные работы, отвечают
у доски. Это будущие
Эффективным методом при
дифференцированном обучении
Например, 4 каких-нибудь примера с "изюминкой" или 4 интересные задачи. Но спрашивать не все 4 задачи , а только по одной. Представители от группы тянут жребий, кому отвечать 1, 2, 3, 4. Первая группа выбирает ту из задач, какая ей больше понравилась и т.д. Класс разбит на четыре группы, равные по силе. Это нужно для того, чтобы ученики при решении задач помогали друг другу и для того, чтобы на уроке присутствовал дух соревнования.
Урок начинается с
В завершении хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому, т.к. в истории преподавания математики немало интересного.
Самое главное - вызвать у
учеников интерес к предмету
и пробудить желание
Информация о работе Технология уровневой дифференциации обучения