Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:57, реферат
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон". Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов.
Введение.
Определение конфликта.
Предмет молодежной конфликтологии.
Классификация молодежных конфликтов.
§1. Конфликты в школе.
1.1 Кризис института образования.
1.2 Конфликты "ученик - учитель".
1.3 Конфликты "ученик - родитель".
1.4 Конфликты "ученик - ученик".
§2. Межгрупповые молодежные конфликты.
2.1 Классификация молодежной группы.
2.2 Современное состояние молодежной группы.
2.3 Типология членов молодежной группы.
2.4 Истоки межгрупповых конфликтов.
§3. Заключение.
Список Литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение Высшего Профессионального
Образования
Забайкальский Государственный Университет
Факультет: Социально-Политических Систем
Кафедра: Социологии организаций
Реферат
по дисциплине : “Педагогические основы
работы с молодёжью”
На тему:
”Типология молодёжных
конфликтов”
Чита 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Определение конфликта.
Предмет молодежной конфликтологии.
Классификация молодежных
конфликтов.
§1. Конфликты в школе.
1.1 Кризис института образования.
1.2 Конфликты "ученик - учитель".
1.3 Конфликты "ученик - родитель".
1.4 Конфликты "ученик - ученик".
§2. Межгрупповые молодежные конфликты.
2.1 Классификация молодежной
группы.
2.2 Современное состояние молодежной
группы.
2.3 Типология членов молодежной
группы.
2.4 Истоки межгрупповых конфликтов.
§3. Заключение.
Список Литературы
Введение.
Определение
конфликта.
Конфликт - это столкновение противоположных
целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия. Английский
социолог Э. Гидденс дал такое определение
конфликта: "Под конфликтом я имею в
виду реальную борьбу между действующими
людьми или группами, независимо от того,
каковы истоки этой борьбы, ее способы
и средства, мобилизуемые каждой из сторон".
Конфликт - это повсеместное явление. Каждое
общество, каждая социальная группа, социальная
общность в той или иной степени подвержены
конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены
участвовать в нескольких самых разных
конфликтах, ни один из которых не поглощает
полностью их личностные ресурсов. Л. Козер
в своей классической работе "Функции
социального конфликта" считал, что
"частичное участие индивидов в массе
конфликтных ситуаций выступает в роли
механизма, поддерживающего равновесие
внутригрупповой структуры". Таким
образом, конфликты неизбежны, особенно
в молодежной среде.
Классификация
молодежных конфликтов:
Выделим:
1. Межпоколенные молодежные конфликты
- наиболее важные в общественном значении
конфликты, в основе которых лежат конфликты
ценностей двух поколений.
2. Межгрупповые молодежные конфликты
- конфликты между молодежными группировками,
основанные на разделении лидирующих
позиций.
3. Межличностные молодежные конфликты
- конфликты между индивидами, в основе
которого опять лежит конфликт ценностей.
Межличностные молодежные конфликты ни
чем не отличаются от обычных межличностных
конфликтов (разве что по их частоте).
§1.Конфликты в школе.
1.1
Кризис института образования.
Межгрупповые
молодежные конфликты касаются взаимоотношений
подростков ни только с родителями, но
и со школой. Большинство специалистов
считают, что системы образования развитых
стран во всем мире испытывают кризис.
Причем кризис носит глобальный характер
и продолжает углубляться даже в самых
развитых и "спокойных" в смысле национальных
потрясений странах.
Глобальный кризис, который охватил все
сферы жизни российского общества, представляет
реальную угрозу как для человека, так
и для системы образования. Нарушены многие
формы самоутверждения и выживания человека.
Раньше его самоутверждение во многом
осуществлялось на базе образования. Однако
в настоящее время наблюдается падение
престижа образования, утрата интереса
к получению знаний вообще.
В институте образования принято выделять
четыре субъекта деятельности: ученик,
учитель, родитель и администратор (руководители
различных уровней). Отсюда можно выделить
10 видов противостояний:
1. ученик - учитель
2. ученик - родитель
3. ученик - ученик
4. ученик - администратор
5. учитель - учитель
6. учитель - родитель
7. учитель - администратор
8. родители - родители
9. родители - администратор
10. администратор – администратор
1.2 Конфликты "ученик - учитель".
Конфликт между учеником и учителем
- один из примеров межгрупповых, межпоколенных
конфликтов. Причинами такого противостояния,
с точки зрения учеников, являются:
* оскорбление со стороны учителя
* нетактичное поведение
* необъективность при оценке знаний
* завышенные требования
Наиболее распространены следующие формы
поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников
с учителем:
* сотрудничество
* компромисс
* соперничество
* уклонение от контактов
* приспособление
Причем формы поведения в конфликтной
ситуации у юношей и девушек существенно
различаются. Девушки, прежде всего, стремятся
к сотрудничеству, затем выбирают компромисс,
приспособление, уклоняются от встреч
и лишь в крайнем случае идут на соперничество.
Среди юношей наиболее предпочтительной
формой поведения является соперничество,
далее компромисс, сотрудничество, сведение
контактов к минимуму, приспособление.
Таким образом, в случае возникновения
конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники
выбирают продуктивные формы поведения,
хотя юноши более конфликтны, чем девушки.
Опрос учащихся общеобразовательной школы
г.Читы №9 показал, что конфликты с учителями
чаще всего возникают из-за:
1. Неинтересного ведения урока учителем.
2. Неподготовленного домашнего задания
.
3. Пропусков уроков .
Крайнюю форму соперничества конфликт,
связанный с учебной деятельностью, приобрел
в последнее время: старшеклассники требуют
убрать того или иного учителя.
Другая точка зрения - это мнение учителей.
В ходе социологического исследования
главными причинами возникновения конфликтов
с учениками были названы:
1. Нарушение дисциплины на уроке.
2. Плохое выполнение домашнего задания
.
3. Нездоровые отношения между учениками.
1.3 Конфликты "ученик - родитель"
Самым важным фактором социализации ребенка
была и остается семья. Помимо сознательного,
целенаправленного воспитания, которое
дают родители, на ребенка действует вся
внутрисемейная атмосфера. Конфликт "ученик
- родитель" вписывается в вечную тему
"отцы и дети".
Социологи Нижегородского государственного
университета изучали причины конфликтов
между родителями и детьми. Анкетированием
было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных
школ города. Опрос показал, что конфликты
между детьми и родителями обусловлены
полом ребенка.
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.
1.4 Конфликты "ученик - ученик"
Конфликты среди учеников происходят
довольно часто и, по мнению учителей "являются
обычным делом для школы". Наверно основные
поводы конфликтов между учениками - зависть,
грубость, хамство, жестокость, озлобленность,
агрессивность. Наиболее часто конфликты
происходят в 8-9 классах в так называемый
переходный возраст. Конфликты в подростковой
среде характерны для всех времен и народов.
Сегодня причиной серьезного конфликта
может стать спор между представителями
разных субкультур ("скинхеды" и "репперы"),
между болельщиками разных спортивных
команд (Динамо и Спартак). "Детская
жестокость - явление общественное. Один
из парадоксов мировой педагогики заключается
в том, что ребенок гораздо больше взрослого
подвержен соблазну стадности, немотивированной
жестокости, травли..."
Как признается ученик 10-го класса г. Чита,
в школе, "чтобы выжить, надо иметь "крутых"
знакомых, или много денег".
Конфликты между учениками наверно изжить
нельзя. В школе происходит нормальная
социализация личности подростка и в зависимости
от того сколь успешно протекает этот
процесс, (воспитание духовных, нравственных
ценностей) снижается или возрастает частота
конфликтов между школьниками. Ведь не
случайно в 11 классе конфликтов значительно
меньше, чем в 9.
Большую роль в предотвращении конфликтов
играет дисциплина - умение обеспечить
ребенку необходимую для его полноценного
развития свободу в рамках разумного подчинения
установленному порядку.
Анализ конфликтных ситуаций в школе является
как бы примером отношений между двумя
поколениями. Заканчивая анализ таких
конфликтов, отметим:
1. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны,
нужно научиться управлять ими, стремиться
к тому, чтобы они приводили к наименьшим
издержкам для общества и участвующих
в них личностях.
2. Обычно в межпоколенных конфликтах задействованы
институты, которые напрямую выполняют
функцию социализации (родители в семье,
или учителя в школе). Таким образом, возможно,
такие конфликты (а точнее их последствия)
одни из механизмов социализации, которые
позволяют зафиксировать на себе внимание
социализирующейся личности.
3. Важным последствие таких конфликтов
может служить то, что ввиду постоянного
противостояния норм и ценностей двух
поколений, окажется, что в итоге сохранятся
"лучшие" (как естественный отбор
у Дарвина). Такие процессы не дают стагнировать
обществу, приводят его к постоянному
развитию.
§2.
Межгрупповые молодежные конфликты.
2.1 Классификация
молодежной группы.
Говоря
о конфликтах между учениками, мы уже затронули
второй класс конфликтов - конфликты внутри
молодежной среды. Рассматривая такие
конфликты, попытаемся разделить саму
молодежную группу.
Многие подростково-молодежные группы
социально нейтральны или признаются
обществом. Другие же носят выраженный
антиобщественный характер. Выделяют
следующие виды молодежных групп:
1. Случайная группа - например, затевающие
драки на дискотеках, стадионах и в других
местах, однако имеющая свои неписаные
групповые нормы и ценности. Причем вхождение
в случайную группу воспринимается как
сигнал об освобождении от социального
контроля, как возможность "отпустить
тормоза". Кроме этого, хорошо известно,
что действия, совершенные индивидом в
толпе, кажутся ему анонимными, как бы
не личными действиями.
2. Ретристская группа (под ретризмом в
социологии и психологии понимается стремление
к уходу от действительности, от жизненных
трудностей. Крайний вариант ухода от
действительности - это суицид). Обычное
занятие ретристских групп - бесцельное
времяпрепровождение, сомнительные развлечения,
токсикомания и наркомания.
3. Агрессивная группа - основана на наиболее
примитивных представлениях об иерархии
ценностей и минимуме культуры. Она дошла
из глубокой древности до наших дней практически
в неизменном виде. Характерными особенностями
агрессивной группы является жестокая
иерархическая структура, сильное групповое
давление на ее участников, серьезные
санкции за нарушение групповых норм,
психологической основой которых является
резкое противопоставление: "мы - они".
2.2 Современное состояние молодежной группы.
Для криминогенных групп особенно характерными
чертами являются внушаемость и конформизм.
Выходят члены "стай", как правило,
из конфликтных семей. А отсюда - примитивный
уровень мышления.
В группировке подросток проходит своеобразную
школу ложного коллективизма, риска, романтики,
подлости и жестокости. Здесь его поддерживают
материально, убеждают, что он "все может".
Такие "стаи" обоснованно называют
"молодежными бандами".
У нас довольно длительное время массовые
драки подростков, их жестокость и вандализм
наивно считали "мальчишескими" шалостями,
принимали за особую молодецкую забаву,
которой будто бы издавна "славилась"
Русь. Но сегодня нередко эти драки не
случайные, а назначенные, причем сами
лидеры в них не участвуют.
Сама подростковая среда очень агрессивна.
Отношения нередко строятся на нечистоплотности,
унижении слабых, а то и откровенной жестокости.
Ненужные семье и школе дети становятся
изгоями общества, терроризируют окружающих,
грабят и насилуют.
У немалого числа молодых людей отсутствует
четко выраженная личностная самоидентификация,
сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие
деперсонализацию установок. "Позиция
отчуждения в его экзистенциональном
преломлении просматривается как в отношении
к социуму, так и в межгенерационном общении,
в контркультурной направленности молодого
досуга".
Криминальные последствия демонстрации
по каналам средств массовой информации
сцен жестокости и насилия, как показывают
социологические исследования, тесно
связаны с "психологической склонностью
детей, подростков и молодежи к подражанию
особенно понравившимся кумирам. Отсюда,
мы можем наблюдать "разборки" между
самими подростками (рэпирами и скинхедами)
- "как большие!", а ведь виновники
этого - сами взрослые - те социальные институты,
которым общество поручило воспитание
детей. Регулярное созерцание подростками
супергероев, которым не страшны никакие
драки и побоища, формирует нередко убеждение,
что только с помощью силы можно добиться
жизненного успеха. Причем девушки не
намного отстают в проявлениях жестокости
от юношей. Сейчас дети и подростки нередко
оказываются перед выбором: кем стать
- жертвой или преступником. Многие выбирают
второй путь. Или их заставляют старшие.
Вообще, как считал Л. Козер, конфликт внутри
группы может способствовать ее сплочению.
"Далеко не все разновидности конфликта
благоприятны для внутригрупповой структуры,
равно как не во всякой группе могут найти
применение объединяющие функции конфликта.
Та или иная роль конфликта во внутригрупповой
адаптации зависит от характера вопросов,
составляющих предмет спора, а также от
типа социальной структуры, в рамках которой
протекает конфликт".
В социальной структуре любого типа всегда
имеется повод для конфликтной ситуации,
поскольку время от времени в ней вспыхивает
конкуренция отдельных индивидов или
подгрупп по поводу дефицитных ресурсов,
позиций престижа или отношений власти.