Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:52, реферат
Формы организации обучения в различных типах учебных заведений представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной формой массового обучения математике в современной школе остаётся урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых, специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Типология современного урока математики 3
1.1. Сущность урока 3
1.2. Структура урока 5
1.3. Типология уроков 6
Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Типология современного урока математики 3
1.1. Сущность урока 3
1.2. Структура урока 5
1.3. Типология уроков 6
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Урок - это
зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора,
эрудиции»
По мнению учащихся
« Современный урок – это познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются»,
« Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и тоже, это разнообразный урок»
« Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком»,
« Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно»,
« Современный урок – это урок без стрессов».
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, более 350 лет.
Урок был и остаётся
самой распространённой формой
массового обучения в современной
школе, однако его роль и место
в организации образовательного
процесса претерпевает изменения.
Складывающаяся ситуация во многом обусловлена
предоставленным ныне общеобразовательным
учреждениям правом самостоятельно
выбирать как методы и средства,
так и формы, ориентированные
и на развивающее личность обучение.
Это стимулировало также
Многолетние исследования выявили
принципиальную неприемлемость любой
крайности, связанной с отрицанием
или навязыванием какой-либо формы
организации массового обучения
математике в современной школе.
Именно в одной системе с уроком
и через урок, как правило, осуществляется
освоение в практике обучения новых
организационных форм, их непосредственное
использование в
Формы организации обучения
в различных типах учебных
заведений представляют собой внешнее
выражение взаимодействия учителя
и учащихся, регулируемое соответствующими
правилами и законами. Среди конкретных
форм организации обучения чаще всего
выделяют урок, практикумы, семинарские
и факультативные занятия, дополнительные
занятия и консультации, предметные
кружки, конференции, учебные экскурсии,
домашнюю работу учащихся. Основной организационной
формой массового обучения математике
в современной школе остаётся
урок, имеющий немало известных педагогических
достоинств. Применение же иных форм обучения
обусловлено созданием
1. Типология современного урока математики
1.1. Сущность урока
Главная задача и направление современного урока видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащегося. |
Современному уроку присуща следующая совокупность признаков:
Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.
В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.
Для достижения поставленных
целей на конкретном материале используются
подходящие средства и методы обучения.
Эффективность их выбора невозможна
без глубокого знания специфики
традиционных и нетрадиционных, общих
и специальных методов
Каждой системе средств,
приёмов и методов обучения соответствует
своя организационная форма, определяемая
взаимоотношениями между
1.2. Структура урока
Любой урок имеет свой состав и своё строение – структуру. В состав урока входят структурные элементы: компоненты, этапы урока. Под структурой урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока (см. уроки 5, 13, 17 и др.). В зависимости от их состава структура урока имеет различную степень общности.
Общая дидактическая структура
урока характеризуется
В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:
1.3. Типология уроков
Уроки могут быть разделены на типы по различным признакам (см. уроки 2; 9; 13; 17 и др.):
1. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
· урок ознакомления с новым материалом;
· урок закрепления изученного;
· урок применения знаний и умений;
· урок обобщений и систематизации знаний;
· урок проверки и коррекции знаний и умений;
· комбинированный урок.
2. Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
3. Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:
В качестве примеров другого подхода к типологии уроков в форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:
Строение уроков основных типов
Реализация идеи использования
совокупности уроков, включающих наиболее
характерные структурные
Эти уроки назовём уроками основных типов.
1) Урок ознакомления с новым материалом.
Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:
2) Урок закрепления изученного.
Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова: