Типология уроков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Типология уроков…………………………………………………………..4
Структура урока…………………………………………………………….9
Требования к современному уроку……………………………………….11
Достоинства и недостатки классно-урочной системы…………………..13
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

контр пед.docx

— 35.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………3

Типология уроков…………………………………………………………..4

Структура урока…………………………………………………………….9

Требования к современному уроку……………………………………….11

Достоинства и недостатки классно-урочной системы…………………..13

Заключение…………………………………………………………………15

Список используемой литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Подготовка  учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной  школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока  должна быть построена так, чтобы  широко вовлекать учащихся в самостоятельную  творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Классно-урочная  система предусматривает различные  формы организации учебно-воспитательного  процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная  учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе  является урок.

Урок  — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для  всех программой обучения. В этой форме  представлены все компоненты учебно-воспитательного  процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации  и управлению и все его дидактические  элементы. Сущность и назначение урока  в процессе обучения как целостной  динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения[5,45].

Типология уроков

 

Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной  дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической  цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических  задач, которые решаются на уроке, методов  обучения, способов организации учебной  деятельности учащихся.

В соответствии с этим выделяются следующие пять типов уроков:

    • уроки изучения нового учебного материала;
    • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
    • уроки обобщения и систематизации;
    • комбинированные уроки;
    • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Эта классификация  является весьма перспективной, хотя и  непризнанной всеми.

Урок  изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее  применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних  и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим:

а) систематизация и обобщение новых  знаний;

б) повторение и закрепление ранее  усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для  углубления и расширения ранее усвоенных  знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве  классификаций этот тип урока  разбивают на несколько типов:

  • уроки закрепления изучаемого материала;
  • уроки повторения;
  • уроки комплексного применения знаний, умений и навыков;
  • уроки формирования умений и навыков и др.

Видами этого  типа уроков являются:

а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений);

б) урок — лабораторная работа;

в) урок практических работ;

г) урок — экскурсия;

д) урок — семинар.

 

Урок  обобщения и систематизации. Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение . Также для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически  такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших  разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его  системный характер, раскрыть способы  решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные  ситуации при решении возникающих  перед ними новых необычных задач.

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания  и степени прочности всего  изученного на предыдущих занятиях и  актуализация необходимых знаний и  способов деятельности для последующей  работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала  и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и  навыков применения знаний на практике;

д) задавание домашнего задания  и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным  учащимся на протяжении всего урока.

Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть:

  • устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
  • письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.;
  • зачет;
  • зачетная практическая (лабораторная) работа;
  • практикумы;
  • контрольная или самостоятельная работа;
  • экзамены и др.

Все эти и  другие виды уроков проводятся после  изучения целых разделов, крупных  тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля проводится специальный  урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях  и навыках учащихся, в организации  их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих  уроках, вносится необходимая коррекция  и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя[4,123].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока

 

Структура урока  и формы организации учебной  работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность  обучения, его результативность.

Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Единого мнения по этому вопросу на сегодняшний  день в педагогической науке нет. Одни склонны выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно:

1) изучение  нового материала, 

2) закрепление  пройденного,

3) контроль  и оценка знаний учащихся,

4) домашнее  задание, 

5) обобщение  и систематизация знаний.

Другие - цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации учебной деятельности.

Под структурой урока подразумевается  его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Структурные элементы урока:

  1. Организационный этап. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
  2. Этап всесторонней проверки домашнего задания. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.
  3. Этап всесторонней проверки ЗУН. Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.
  4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала . Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
  5. Этап усвоения новых знаний. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса.
  6. Этап усвоения новых знаний. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
  7. Этап закрепления нового материала. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
  8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Подведение итогов урока.

Структура урока зависит от его типа[8,85].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования  к современному уроку

 

Общие требования кратко можно сформулировать так:

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
  • повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
  • формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
  • вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные  требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке , неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Информация о работе Типология уроков