Традиционные и инновационные методы в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
2.ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Обучение как способ организации педагогического процесса 5
1.2. Функции обучения 7
1.3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения 9
1.4. Виды обучения и их характеристика 9
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 11
2.1. Организационные формы и системы обучения 11
2.2. Виды современных организационных форм обучения 11
2.3. Методы обучения 13
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 15
3.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация 15
3.2. Роль инноваций в развитии школы 22
3.3. Новые педагогические технологии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Управление инновациями.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя  и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная  деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Компьютерные  технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более  сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно  систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить  на три стадии (этапа).

Первый –  компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй –  компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме  использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий –  этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно  расширяет возможности и учителя  и ученика во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации  учебно-познавательной активности. Этому  способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Технологии, которые  объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения. [10, c. 7]

В системе нашей  педагогической деятельности интегрированные  уроки занимают особое место. Они  помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учеников в активную учебную работу, использование  при этом разнообразных форм, методов  познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые  методы общения с учениками, позиция  делового сотрудничества с ними и  приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном  процессе обучения используются, как  традиционные, так и инновационные  методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы  традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи  и дополняли друг друга. Эти два  понятия должны существовать на одном  уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные методы обучения создают необходимые условия  для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой  ситуации, находить свои подходы к  решению проблем, устанавливать  деловые контакты с аудиторией.

В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Использование учителем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению  стереотипов в обучении, выработке  новых подходов к практическим ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Сластёнин В.А. Педагогика – М..: Школа-Пресс, 2000. - 492 с.
  2. Ожегов С.И. Толковый  словарь русского языка - М..: Оникс,2008. – 736 с.
  3. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия - Минск: Современное слово. – 2005 – 720 с.
  4. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. – 27с.
  5. Лазарев В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы. Сельская школа. - 2003. - № 1. – 32 с.
  6. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа? Преподавание истории в школе. - 2006 - № 1. – 28 с.
  1.  Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании. Народное образование. - 2002. - № 5- 36 с.
  1. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990. – 515 с.
  1. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой. Директор школы. - 2006. - № 3. – 96 с.
  2. Руднев Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия. Директор школы. - 2006. - № 8. – 32 с.
  3. Лазарев В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы Сельская школа. - 2003. - № 1.- 32с.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1 - Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину

Метод обучения

Деятельность  учителя

Деятельность  учащегося

Информационно-рецептивный  метод

Предъявление  информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения.

Восприятие  знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное).

Репродуктивный  метод

Составление и предъявление задания на воспроизведение  знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

Актуализация  знаний. Воспроизведение знаний и  способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера задания).

Метод проблемного изложения

Постановка  проблемы и раскрытие доказательного пути её решения.

Восприятие  знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и  контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное).

Эвристический метод

Постановка  проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных  этапов решения познавательных и  практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций).

Восприятие  задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных  задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельна мотивировка.

Исследовательский метод

Составление и предъявление исследовательских  задач для поиска решений. Контроль за ходом решения

Восприятие  проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка их результатов.


 

Таблица 2 – Новые педагогические технологии




Информация о работе Традиционные и инновационные методы в обучении