Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:01, реферат
Проблема трудных подростков — одна из центральных психоло¬го-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Так кто же они «трудные» дети и подростки?
Введение.
1.Определение понятия трудные дети.
2.Основные причины появления трудных детей и подростков
3. Девиантное поведение, как одна из основных отличительных особенностей личности трудного подростка.
4.Психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения и роль школьного психолога в корегировании поведения трудных учащихся.
5.Трудные подростки в коллективной среде класса и школы.
Вывод.
Успешно занимающиеся учащиеся лучше относятся друг к другу и учителям, преданы школе и заинтересованы учебой. В группах слабых учащихся формируются антишкольные взгляды и настроения, достаточно высок процент правонарушений, нередко явление бунта против существующих школьных правил. Каков вывод из этого положения?
У слабых учащихся надо воспитывать любовь к школе, давая возможность участвовать в важных общешкольных мероприятиях. Следует очень осторожно подходить к делению учащихся на группы и классы по успеваемости. Не надо «наклеивать» на школьника ярлык отстающего ученика, ибо большинство слабо подготовленных детей предпочитают считаться трудными, конфликтными и недисциплинированными, чем малоспособными.
Важно также избежать разрыва между убеждениями и идеалами, закладываемыми школой, с одной стороны, и семьей ребенка—с другой. Научными исследованиями выявлено, что лучше успевают дети, родители которых интересуются их школьной жизнью. Поэтому желательно, чтобы родители, активно участвовали в делах школы, способствовали получению образования своих детей, рассказывали о своей работе, организовывали посещение своих рабочих мест.
У. Глассер, известный американский специалист в области образования и психологической помощи школьникам, делает вывод, что основной причиной появления в обществе социально пассивных людей является система образования. Требуется такая система школьного образования, при которой среди учащихся не будет неудачников и успех станет возможным для каждого ребенка и подростка. Эти выводы очень важны для решения проблем отечественной начальной и средней школы. Как мы отмечали выше, советская школа намеренно формировала такую категорию людей, которых Ю. Афанасьев назвал «агрессивно-послушным большинством».
В настоящее время отмечается большой подъем активности школьников, но, к сожалению, далеко не всегда положительно направленной. Многие подростки и юноши потеряли веру в школу, стремятся меньше в ней находиться и самим коллективно организовываться. Увеличивается количество бросивших учебу и нигде не устроившихся подростков. Много не учащихся среди привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних. Выход мы видим на путях использования в российской школе достижений гуманистической психологии обучения.
Советская психологическая наука, рассматривая детерминанты поведения человека, исходит из марксистского понимания сущности личности как совокупности общественных отношений. Развитие и становление личности, с этих позиций, есть результат ее взаимодействия со средой. Методологической основой такого подхода служит принцип соотнесения внешнего и внутреннего, разработанный С. Л. Рубинштейном. Указывая на то, что внешние причины действуют через внутренние условия, он писал: «Все в психологии формирующейся личности, так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводится непосредственно из внешних воздействий». Внешнее воздействие, по мнению автора, «дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств». Говоря о детерминированности деятельности и поведения людей внешними обстоятельствами, С. Л. Рубинштейн указывал на необходимость различать среду, в которой протекает развитие личности, и собственно условия жизни. «Условия жизни, — отмечал он, — это не среда сама по себе, а та же система реальных отношений, в которые включается человек... Объективные отношения, в которые включается человек, определяют его субъективное. отношение к окружающему, выражающиеся в его стремлениях, склонностях и т. д. Эти последние, под воздействием внешних условий, в свою очередь опосредствуют зависимость поведения, деятельность людей от внешних условий, от объективных отношений, в которых живет человек» .
Следовательно, чтобы определить, как происходит становление личности ребенка, необходимо тщательно изучить характер его взаимоотношений с окружающими людьми в системе отношений «родители — дети», «педагоги — дети», «дети — дети» и т. д.
В ряде исследований установлено, что
асоциальное поведение
Реакции подростка на сложившуюся неблагоприятную для его развития ситуацию довольно разнообразны. Так, в младшем подростковом возрасте наиболее распространенные пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений сводятся к стремлению снизить ценность желаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации (в форме агрессии или ухода). Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов)
Вывод.
Переходный - самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребенка превращается во взрослого. Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.
Что же касается такой проблемы как
межличностные отношения
Как это не странно, но многие элементы
поведения и межличностных
Так же на формирование поведения трудных подростков влияет алкоголь, наркомания и токсикомания.
Все эти и другие проблемы необходимо сегодня тщательно изучать и уметь их эффективно исправлять. Ведь новое время диктует новые правила поведения.
Большинство преступлений совершаются именно бывшими трудными подростками, либо ими самими. И всё это из-за нехватки определённых знаний и информации по работе с трудными подростками.