Трудные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:01, реферат

Краткое описание

Проблема трудных подростков — одна из центральных психоло¬го-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Так кто же они «трудные» дети и подростки?

Содержание

Введение.
1.Определение понятия трудные дети.
2.Основные причины появления трудных детей и подростков
3. Девиантное поведение, как одна из основных отличительных особенностей личности трудного подростка.
4.Психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения и роль школьного психолога в корегировании поведения трудных учащихся.
5.Трудные подростки в коллективной среде класса и школы.
Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Успешно занимающиеся учащиеся лучше  относятся друг к другу и учителям, преданы школе и заинтересованы учебой. В группах слабых учащихся формируются антишкольные взгляды и настроения, достаточно высок процент правонарушений, нередко явление бунта против существующих школьных правил. Каков вывод из этого положения? 

У слабых учащихся надо воспитывать любовь к школе, давая возможность участвовать в важных общешкольных мероприятиях. Следует очень осторожно подходить к делению учащихся на группы и классы по успеваемости. Не надо «наклеивать» на школьника ярлык отстающего ученика, ибо большинство слабо подготовленных детей предпочитают считаться трудными, конфликтными и недисциплинированными, чем малоспособными.

Важно также избежать разрыва между  убеждениями и идеалами, закладываемыми школой, с одной стороны, и семьей ребенка—с другой. Научными исследованиями выявлено, что лучше успевают дети, родители которых интересуются их школьной жизнью. Поэтому желательно, чтобы родители, активно участвовали в делах школы, способствовали получению образования своих детей, рассказывали о своей работе, организовывали посещение своих рабочих мест.

У. Глассер, известный американский специалист в области образования и психологической помощи школьникам, делает вывод, что основной причиной появления в обществе социально пассивных людей является система образования. Требуется такая система школьного образования, при которой среди учащихся не будет неудачников и успех станет возможным для каждого ребенка и подростка. Эти выводы очень важны для решения проблем отечественной начальной и средней школы. Как мы отмечали выше, советская школа намеренно формировала такую категорию людей, которых Ю. Афанасьев назвал «агрессивно-послушным большинством».

В настоящее время отмечается большой  подъем активности школьников, но, к  сожалению, далеко не всегда положительно направленной. Многие подростки и юноши потеряли веру в школу, стремятся меньше в ней находиться и самим коллективно организовываться. Увеличивается количество бросивших учебу и нигде не устроившихся подростков. Много не учащихся среди привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних. Выход мы видим на путях использования в российской школе достижений гуманистической психологии обучения.

Советская психологическая наука, рассматривая детерминанты поведения  человека, исходит из марксистского  понимания сущности личности как совокупности общественных отношений. Развитие и становление личности, с этих позиций, есть результат ее взаимодействия со средой. Методологической основой такого подхода служит принцип соотнесения внешнего и внутреннего, разработанный С. Л. Рубинштейном. Указывая на то, что внешние причины действуют через внутренние условия, он писал: «Все в психологии формирующейся личности, так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводится непосредственно из внешних воздействий». Внешнее воздействие, по мнению автора, «дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств». Говоря о детерминированности деятельности и поведения людей внешними обстоятельствами, С. Л. Рубинштейн указывал на необходимость различать среду, в которой протекает развитие личности, и собственно условия жизни. «Условия жизни, — отмечал он, — это не среда сама по себе, а та же система реальных отношений, в которые включается человек... Объективные отношения, в которые включается человек, определяют его субъективное. отношение к окружающему, выражающиеся в его стремлениях, склонностях и т. д. Эти последние, под воздействием внешних условий, в свою очередь опосредствуют зависимость поведения, деятельность людей от внешних условий, от объективных отношений, в которых живет человек» .

Следовательно, чтобы определить, как происходит становление личности ребенка, необходимо тщательно изучить  характер его взаимоотношений с  окружающими людьми в системе отношений «родители — дети», «педагоги — дети», «дети — дети» и т. д.

В ряде исследований установлено, что  асоциальное поведение подростков есть результат нарушения взаимодействия личности со средой. Большинство авторов  приходит к следующим выводам: 1) деформация взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми — следствие определенных условий жизни, 2) именно деформация взаимоотношений определяет сложность структуры личности трудного ребенка.

Реакции подростка на сложившуюся  неблагоприятную для его развития ситуацию довольно разнообразны. Так, в младшем подростковом возрасте наиболее распространенные пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений сводятся к стремлению снизить ценность желаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации (в форме агрессии или ухода). Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Переходный - самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребенка превращается во взрослого. Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

Что же касается такой проблемы как  межличностные отношения трудных  подростков, то она, к сожалению сегодня, изучена не полностью. Многие факторы влияют на межличностное поведение трудных подростков такие как, СМИ, кино, музыка, различные идеологии неформальных групп (скинхеды, панки и т.п.) Изучать межличностные отношения в группах трудных подростков очень трудно, т.к. эти отношения со временем меняются, что-то появляется, что-то исчезает. Часто у подростков не формальных групп существуют свои определённые правила поведения и общения между собой, которые в последствии могут измениться или исчезнуть вовсе, или появится что-либо новое.

Как это не странно, но многие элементы поведения и межличностных отношений  трудных подростков позаимствованы из так называемых тюремных законов.

Так же на формирование поведения  трудных подростков влияет алкоголь, наркомания и токсикомания.

Все эти и другие проблемы необходимо сегодня тщательно изучать и  уметь их эффективно исправлять. Ведь новое время диктует новые  правила поведения.

Большинство преступлений совершаются именно бывшими трудными подростками, либо ими самими. И всё это из-за нехватки определённых знаний и информации по работе с трудными подростками.


Информация о работе Трудные дети