Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:26, лекция
1.Задачи трудового обучения
2.Этапы трудового и профессионального обучения учащихся вспомогательной школы
3.Организация трудовой подготовки учащихся специальных образовательных учреждений
4.Преемственность трудовой подготовки во вспомогательной школе и ПТУ.
5.Особенности трудового обучения во вспомогательной школе
Направление профессиональной подготовки учеников на втором этапе (IV класс) определяется на основе учета их физического и психического развития и социальных нужд определенного региона. Профили профессионального обучения очень разнообразные, они отображают требования производственной необходимости региона. Наиболее распространенными являются следующие профессии: столяр, плотник, слесарь, штукатур, полевод, животновод, швея, переплетчик, обувщик.
По степени сложности выделяют профессии трех групп. Первая группа: доярка, садовод, швея-мотористка. Для учеников этой группы нужна хорошая координация движений. 19 слайд)Вторую группу составляют профессии: столяр, штукатур, кузнец, слесарь, каменщик, маляр. Тут важным является развитость кинестетического контроля, способности правильно учитывать условия, которые меняются.20 слайд) Третья группа: рабочий-полевод, грузчик, рабочий столовой, рабочий животноводческой фермы, подсобный рабочий. Тут нужна выносливость и сила. В IV классе создаются условия для того, чтобы ученики познакомились с разными профилями работы и посредством учителя сориентировались в выборе соответствующей способностям профессии.
На третьем этапе (V-X классы) ученики приобретают профессию. Наиболее распространенными в белорусских вспомогательных школах являются следующие профили подготовки: слесарное, столярное, швейное дело, сельскохозяйственный труд. Ведется также подготовка по спаренным профилям: столярно-плотническое, штукатурно-малярное, картонажно-переплётное дело. В некоторых школах ведется подготовка в сфере общественного питания (посудомойка, уборщица), в качестве младшего медицинского персонала (санитарка), озеленителя, дворника.
Обучение ведется преимущественно на операционно-комплексной основе. Ученики предварительно отрабатывают отдельные рабочие операции, затем используют их при выполнении изделий полезного назначения.
В практике применяются разнообразные эффективные средства прямого и опосредованного педагогического руководства учебно-трудовой деятельностью школьников. На уроках имеют место индивидуальные и бригадно-групповые формы работы, выбор которых зависит от ряда условий: разновидности труда, новизны и сложности учебного материала, уровня развития учеников и г. д.
Содержание профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе определяется следующими принципами: социальной значительности содержания обучения с учетом перспектив трудоустройства выпускников; доступности содержания трудового обучения; учета коррекционной значимости содержания трудового обучения; дифференцированного учета возможностей, индивидуальных и типологических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью. При выборе профиля трудового обучения берется во внимание возможный квалификационный уровень овладения профессией учеником.
В настоящее время в некоторых вспомогательных школах с целью углубленного овладения рабочей специальностью создаются XI-XII классы. В учебный план включаются общеобразовательные предметы и предметы по профилю профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка предполагает изучение «охраны труда», «обучение по специальности, в том числе и производственную практику». Изучение курса «Охрана труда» организуется с учетом профиля профессиональной подготовки и направлена на формирование у учащихся ответственного и квалифицированного подхода к вопросу обеспечения охраны труда на трудовом месте. Работа в классах организуется по производственному типу (есть плановое задание, ведется пооперационный учет и контроль знаний, создаются бригады, работа стимулируется материально).
6.Профориентация. Проблемы трудоустройства
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации детей с ОПФР для их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специального образования.
Прежде всего, необходимо правильное профессиональное ориентирование обучающихся. Для этого педагогами коррекционных учреждений разрабатываются авторские программы по вводимым профилям трудового обучения. Профессиональная ориентация, привитие трудовых навыков, а отчасти и профессиональное обучение в специальных (коррекционных) школах осуществляются на уроках трудового обучения.
Профессиональная ориентация воспитанников специальных образовательных учреждений осуществляется также на уроках по другим учебным предметам и во внеурочное время. Проводятся беседы, утренники, КВНы, посвященные различным профессиям, конкурсы «Лучший по профессии», деловые игры, праздники труда, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища (лицеи), встречи с представителями рабочих специальностей, с бывшими выпускниками, оформляются стенды по профориентации, проводятся индивидуальные консультации согласно учебно-воспитательной работы учреждений.
Однако реальность такова, что многие дети с нарушениями психического развития, вырастая и будучи вполне способными к производительному труду, так и не могут влиться в обычную жизнь. Это вызвано тем, что в Белоруссии сегодня практически полностью отсутствуют условия для детей-инвалидов с серьезными нарушениями психического развития. Специальные образовательные учреждения любого типа, в том числе специальные (коррекционные), перестали отвечать за трудоустройство своих выпускников. Вопросами трудоустройства теперь занимается служба занятости населения. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались. Процент трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профилям трудового обучения, получаемого ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарного, столярного и швейного дела).
7.Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития
Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально - профессиональной структуры.
Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.
Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.
Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.
Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.
Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.
Круг специализаций и квалификаций профессионально-технического образования для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.
Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.
Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.
В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии, как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в классах интегрированного обучения и воспитания.
В
настоящее время значительная часть учащихся
с особенностями психофизического развития
осваивает рекомендованные им образовательные программы специального
образования на уровне общего
среднего образования, обучаясь в классах
интегрированного обучения и воспитания.
В связи с этим необходимо указать на включение
их в профориентационные мероприятия
в составе класса. При необходимости в
процессе подготовки и проведения таких
мероприятий с учетом данных профессиональной
диагностики в отношении этих учащихся
применяется индивидуальный подход.
Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.
8.Особенности склонностей и профессиональной направленности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.
Содержание профессионального обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью должно соответствовать их склонностям и возможностям.
Как известно, для школьников с ОПФР характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У школьников с ОПФР встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.
У школьников с ОПФР профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.
Профессиональное самоопределение подростков с особенностями психофизического развития затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся с ОПФР должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.
Правильному определению профессиональных возможностей учащихся вспомогательной школы способствуют специальные медико-психологические обследования и основанные на этих данных квалифицированные консультации, которые учащиеся 10-х интегрированных классов получают в Минской областной клинической больнице.
Выпускники вспомогательной школы, интегрированных классов, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.
Решающим фактором при выборе профессии учащимися с особенностями психофизического развития становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профориентационной работы.
Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
Информация о работе Трудовая подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью