Трудовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальное сочетание содержания, форм и методов трудового воспитания младших школьников.
Объект: процесс трудового воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Предмет: содержание, методы и формы трудового воспитания младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность трудового воспитания……………….…………………………6
1.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников………..…10
1.3 Методы и формы трудового воспитания младших школьников……………………………………………………………………12
Выводы………………………………………………………………………...15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования…………………………..……......17
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…...18
2.3 Программа трудового воспитания младших школьников………...……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников, сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения [3].

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности [6].

 

ВЫВОДЫ

 

Первые трудовые навыки, приобретаемые школьником на уроках труда, имеют очень важное значение для формирования у него более сложных трудовых умений. Наблюдая труд взрослых и осознавая значение труда для жизни человека, слушая рассказы взрослых о их труде, читая книги, слушая объяснения учителя, дети сравнивают положение трудящихся.

С развитием ребенка изменяются мотивы его трудовой деятельности. Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они занимаются не только самообслуживанием, но и выполняют работу для всех членов семьи, имеют уже определенные обязанности, что ставит детей в новое отношение к другим членам семьи. Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Итак, в результате трудолюбия и воспитания школьников младших классов очень разнообразна. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования.

 

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Организация исследования

 

Цель данного исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальное сочетание содержания, форм и методов трудового воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс трудового воспитания младших школьников будет более результативным, если будет разработана и использована программа трудового воспитания младших школьников, учитывающая в своем содержании взаимодействие форм, методов, средств и приемов воспитания учащихся.

 Исследование было проведено в 2011 году в РБ Бакалинском районе  с.Бакалы школе №1. Выборка включала 10 человек, учителя младших классов.

Задачи практической части исследования:

  1. изучить опыт учителей по трудовому воспитанию младших школьников;
  2. провести эмпирическое исследование по реализации трудового воспитания учащихся;

3. разработать программу по трудовому воспитанию для младших школьников.

Для достижения поставленной цели был использован такой метод исследования, как анкетирование.

Анкета

Инструкция: Перед Вами представлены вопросы. Дайте на них полный ответ.

Вопросы:

1. Проводите ли вы систематическую работу по трудовому воспитанию?

а) да

б) нет

в) редко

2. Какие формы трудового воспитания Вами используется чаще всего?

а) кружки

б) конкурсы

в) игра

3. Какие методы трудового воспитания  Вами используется чаще всего?

а) беседа, рассказ

б) поручение

в) поощрение

4. Есть ли специальные программы по трудовому воспитанию?

  а) да

б) нет

 

    1. Анализ и интерпретация полученных результатов

 

В результате исследования были выявлены следующие показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

вопросы

ответы

%

Проводите ли вы систематическую работу по трудовому воспитанию?

да

нет

редко

70

0

30

Какие формы трудового воспитания Вами используются чаще всего?

кружки

конкурсы

игра

20

40

40

Какие методы трудового воспитания  Вами используется чаще всего?

Беседа, рассказ

поручение

поощрение

40

30

30

Есть ли специальные программы по трудовому воспитанию?

да

нет

60

40




 

 

На первый вопрос «Проводите ли вы систематическую работу по трудовому  воспитанию?» положительно ответили 70% испытуемых, что составило 7 человек из 10. Разница ответов на этот вопрос отчетливо видна на диаграмме 1.

Диаграмма 1

 Это довольно хороший результат. Это означает, что учителя постоянно проводят работу по трудовому воспитанию, достаточно много времени уделяют воспитанию у учащихся трудолюбия; формированию у них навыков культуры труда, бережного отношения к окружающей среде; обучению элементарным приемам работы с различными материалами, ознакомление с доступными для понимания детей профессиями.

Что касается второго вопроса о формах трудового воспитания, то учителя однозначно выделяют  кружки, конкурсы и игры -100% (все количество опрашиваемых). Самыми предпочитаемыми методами работы учителей являются рассказ и беседа-40%, т.е. большинство учителей ориентировано на теорию. Поручение и поощрение предпочитают  одинаковое количество учителей -30%. Данные этого вопросы  также приведены в диаграмме:

 

 Диаграмма 2

По результатам последнего вопроса 60% учителей, что составило большую часть опрашиваемых, это 6 человек из 10, работают по специальным программам трудового воспитания.

   Таким образом, можно сделать вывод, что вопросами трудового воспитания младших школьников занимается много педагогов. И делают они это по-разному. Но главное то, что за всем многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более  воспитанными.

 

2.3 Программа трудового воспитания младших школьников

 

Программа трудового обучения предусматривает: воспитание учащихся в духе трудолюбия, уважения к людям труда; формирование у них навыков культуры труда, бережного отношения к окружающей среде; обучение элементарным приемам работы с различными материалами и по выращиванию растений, ознакомление с элементами техники, с доступными для понимания детей профессиями.

Цели программы:

- расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях;

- развивать у детей желание трудиться;

- проявлять в работе старание, аккуратность, наблюдательность.

- расширить знания учащихся  о профессиях,

- прививать интерес к профессиям.

Методы и приемы:

- поощрение

-поручение

- беседа

- рассказ

- сюрпризный момент

- применение выразительных средств  речи

Формы:

- конкурсы

- игры

Таблица2

№ занятия

Тема

Содержание

Ход

1

«Праздник Труда»

Беседа о труде и о профессиях. развитие понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует приобретению важных жизненных умений и навыков.

Слова ведущих.

1 конкурс «Точный глаз»

2 конкурс «Веселый»

3 конкурс «Кулинарный»

4 конкурс «Лучший орнамент»

Игры со зрителями

Итог занятия

2

«Сажаем репку»

Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; познакомить с новым овощем – репкой;

Слова ведущего

1 игра «Что в мешочке»?

Физкультминутка

2 игра «Сажаем репку»

Угощение детей сладостями.

3

«Труд детей в природе»

Беседа о значении труда в жизни людей, о знаниях процесса посадки, познакомить детей с понятием «почва», «семя»

Слова ведущих.

Беседа о труде взрослых в саду, на огороде.

Отгадывание загадок.

Посадка гороха

4

«Аппликация»

Работа с природным материалом.

Беседа по технике безопасности «Правила безопасной работы с природным материалом».

Аппликация из сухих листьев.

приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу, создание композицию из сухих листьев.

5

День защиты профессий

Беседа о профессиях с конкурсами.

Слова ведущего

1 конкурс выступление о профессиях

2 конкурс рассказ о знаменитых людей этой профессии

3 конкурс рассказ стихов и пение песен о профессиях

4 конкурс оформление стенгазеты

5 конкурс отгадывание загадок

итоги занятия


 

Итак, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы: в ходе учебно–воспитательного  процесса большинство учителей проводят систематическую работу по трудовому воспитанию, используют разнообразные формы, методы организации трудового воспитания.

 

Заключение

 

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания.

Содержание, формы и методы трудового воспитания младших школьников в целостном педагогическом  процессе в данной работе предложены в программе. Программа трудового обучения предусматривает: воспитание учащихся в духе трудолюбия, уважения к людям труда; формирование у них навыков культуры труда, бережного отношения к окружающей среде; обучение элементарным приемам работы с различными материалами и по выращиванию растений, ознакомление с элементами техники, с доступными для понимания детей профессиями. Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к обучению, создание комфортной эмоциональной обстановки , активное применение игровых форм и методов проведения занятий.

 Поставленные в исследовании  цель и задачи достигнуты, положения, выдвинутые на защиту, реализованы, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. -  Казань: 1996. - 600 с.
  2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1995.
  4. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 - С. 14-19.
  5. Зицер Н. Практическая педагогика. - СПб., "Просвещение", 2007.- 287 с.
  6. Иващенко Ф.И. Некоторые проблемы психологии трудового воспитания // Вопросы психологии. 1998. №6 - С.16-24.
  7. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – Спб.: Нева, 2007.
  8. История образования и педагогической мысли за рубежом и в  России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. З.И.Васильевой. - М.: Академия, 2001. - 56 с.
  9. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. - М.: 2002. - 89 с.
  10. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие / под ред. В.П. Шульгиной. Изд-е 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 120с.
  11. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогике. - Казань: изд-во « Матбугат йорты», 2000. - 384 с.
  12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - 256с.
  13. Рожков М.И Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе: Учеб пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.- 37с.
  14. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/под ред. П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. - М.: Просвещение, 1990. - 252 с.
  15. Рожков М.И Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. - М. :Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 94с.
  16.   Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. - 336с.
  17. Скаткин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 191с.
  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/под ред. В.А. Сластенина: В2ч. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002.- Ч. 2. - 256 с.
  19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  20. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1985. - 557с.
  21. Харламов И.Л. Педагогика. - М.: «Академия» 2004. - 300с.

Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников