Труд - основа народного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.

Вложенные файлы: 1 файл

Труд -основа народного воспитания.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Отрядная система способствовала укреплению дисциплины, повышению производительности труда и выполнению учебно-производственных заданий.

Были сделаны первые шаги к тому, чтобы рождались и возникали научные интересы, удовлетворить которые можно через широкое общее образование.

 

Поэтому представление о ценности человеческого труда усугублялось благодаря программе производства. В сознании дзержинцев труд приобретал значение наполненной политически смыслом общественно полезной деятельности. Это сознание служило источником отношения к труду. Ведь вся работа коммуны в том и заключалась, чтобы из таких именно людей при помощи труда, учебы, политической работы воспитать нового человека.

 

1.3. Роль трудового обучения и  воспитания в формировании личности  гражданина– труженика.

 

Главной задачей общеобразовательной  средней школы является подготовка подрастающего поколения ук самостоятельной  трудовой жизни. В условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию основная масса выпускников сразу после окончания школы должна принять участие в общественном производстве, пополнить ряды тружеников города и села.

 

Трудовая закалка должна сочетаться с политической зрелостью и высокими нравственными достоинствами молодой смены. Борьба за практическое осуществление такого единства – одна из важнейших перспективных линий развития системы трудового воспитания школьников.

 

Всемерное развитие в массовой практике трудового воспитания учащихся – важная задача педагогических коллективов.

 

Особенностью комплексного подхода  к воспитанию подрастающего поколения  является учет общественной перспективы, тех задач народнохозяйственного  и культурного строительства, какие  предстоит в обозримом будущем решать нашей смене. Наука о достаточной степенью достоверности определяют важнейшие тенденции и перспективы общественного развития. Важно, однако, знать не только то, к чему мы должны готовить школьников, но и как их готовить. Отсюда вытекает необходимость научно обоснованного прогнозирования дальнейшего развития системы трудового воспитания в школе.

 

Постоянная забота профсоюзных  и хозяйственных органов о  создании необходимых условий для  вовлечения учащихся в различные  виды общественно полезного труда, активная деятельность органов народного образования, администрации школ, педагогических коллективов и организаций, возглавляющих всю общественно полезную работу учащихся, способствовали заметным успехам в области их трудового воспитания. Значительно шире стали масштабы, разнообразнее формы, участия школьников в общественно полезном и производственном труде. Выросла и качественная результативность их работы, повысился экономический эффект, исчисляемый уже сегодня сотнями миллионов рублей.

 

Вовлечение в массовом масштабе школьников в посильные для них  виды общественно полезного труда, имеющего достаточно высокую социальную значимость и воспитательную эффективность  – одна из первоочередных задач  в совершенствовании системы  трудового воспитания.

 

Дальнейшее расширение сети межшкольных, учебно-производственных комбинатов, летних лагерей труда и отдыха, строительных и ремонтных бригад старшеклассников, укрепление материально-технической  базы школьных учебных и учебно-производственных мастерских, организация в них производительного труда городских школьников, совершенствование в них производительного труда и направлении максимального приближения его к современным научно-техническим нормам, преодоление ремесленничества; совершенствование методики организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся; дальнейшее укрепление делового содружества школьных коллективов и коллективов шефствующих предприятий; вовлечение учащихся старших классов в летнее время в труд в сфере обслуживания– таковы основные пути осуществления данной перспективы, уже оправдавшие себя на практике, проверенные в передовом опыте.

 

В процессе общественно полезного  труда у учащихся закрепляются трудовые умения и навыки, знания об элементарных технико-технологических и экономических основах современного производства. Трудовая деятельность способствует развитию у детей технических способностей, инициативного, творческого подхода к делу. Особое воспитательное значение имеет непосредственное участие школьников в производительном труде в цехах промышленных предприятий, на полях и фермах колхозов и совхозов. Общественно-полезный труд – важнейший фактор подготовки школьников к сознательному выбору будущей профессии.

 

Школа делает сегодня очень ответственный  шаг, эффект которого мы уже ощущаем, включая своих учеников в современные производственные отношения, в работу рядом со взрослыми. Без этого не вырастить современного труженика.

 

Комплекс  многообразных путей приобщения школьников к общественно полезному  производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности.

 

Соблюдение технологической, плановой дисциплины, внедрение научной организации  труда – все это связано  с человеком, с его личностными  качествами, его желанием или нежеланием хорошо работать. Поэтому очень важно  как можно раньше создавать для  детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которой наши воспитанники посвятят себя, став взрослыми.

 

В практике образования два вопроса  – обучение и труд идут рядом. Они  существуют и могут существовать независимо друг от друга. Их интеграция – сложный вопрос. Если предмет  трудовой подготовки рассмотреть как  сферу умственной и физической деятельности школьника, то слияние взаимно пронизывающих функций мозга и руки здесь более явствует, чем в других предметах школьного образования.

 

Главное в жизни человека это  труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым  он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

 

Если не воспитана привычка к  труду, если нет умения и желания  трудиться, гражданские убеждения  останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.

 

Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной. Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.

 

Надо найти подростку такое  дело, в котором чередовались бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.

 

В тяжелые для страны годы детей  приучала к труду сама жизнь. Теперь это предмет специальной заботы и родителей, и школы.

 

На наш взгляд, связь формирующейся  личности нового типа – с жизнью общества, производством в педагогической системе А.С.Макаренко устанавливалась:

путем создания трудового воспитательного коллектива;

труд на общую пользу дает право  на большую самостоятельность. Она-то и является лучшим воспитателем человека-труженика;

ценности создаются трудом там, где организуется производство.

 

Исходя из этого, можно сделать  такой вывод:

 

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

 

Поэтому главными условиями, способствующими  формированию отношения к труду  взглядом А.С.Макаренко являются:

понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;

доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие  необходимых умений и навыков, техническая  оснащенность труда;

присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных  и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;

возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;

включение в труд соревнования;

четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.

Глава II. Реализация идей трудового  воспитания А.С.Макаренко на современном  этапе.

 

2.1.Теория и практика использования  идей А.С.Макаренко о трудовом  воспитании в общеобразовательной школе.

 

Трудовое воспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым  практически, идейно и нравственно  готовится к труду, к управлению производством и государством.

 

Наука все больше входит в процесс  труда как важнейшая производительная сила. На базе новейших научных открытий возникли новые источники энергии, созданы ранее неизвестные материалы, что привело к созданию новых отраслей промышленности и более совершенной технологии.

 

В свое время А.С.Макаренко говорил  о том, что теория должна повернуться  лицом к практике, всех нас объединяла задача– помочь подростку достичь  того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.

 

Совершенствование подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни  – программное требование в современном  этапе. Это требование связано с  глубокими преобразованиями в  содержании труда, необходимостью коренного улучшения общеобразовательной и профессиональной подготовки, созданием единой системы непрерывного образования, уточнением его содержательной базисной основы.

 

В ходе реформы общеобразовательной  и профессиональной школы этапу способствует широкое введение, начиная с 1986 учебного года систематического общественно полезного, производительного труда школьников, более полное и прочное соединение его с учением, переход от производительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду как основе и всеобщему принципу работы школы.

 

Более полно используются возможности  трудовых коллективов взрослых в  организации производительного  труда учащихся, расширяются прогрессивные, в том числе бригадные формы  организации труда школьников, усиливаются профессиональная и творческая направленность их трудовой деятельности. Его положение о ведущей роли труда в целостном процессе формирования личности молодого человека звучит сейчас особенно актуально. Творчески используются его идеи в трудовой и профессиональной подготовке школьников – это значит осмысление с учетом новых возможностей и образовательно– воспитательных задач, стоящих перед современной школой.

 

В педагогической практике последнего десятилетия творческое применение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только в создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно– производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.

 

“Хозрасчет – замечательный  педагог” – эта мысль А.С.Макаренко  приобретает сегодня поистине ключевое значение, при том внимании, которое  придается ныне единству трудового  и экономического воспитания. Элементы новых форм хозяйствования убедительно показывает практическую необходимость общеобразовательных, общетрудовых, экономических знаний и умений обеспечивающих повышение производительности труда и улучшение его условий. Использование учащимися этих знаний и умений на практике, в трудовой деятельности становится формой проявления творчества в труде, создает чувство глубокого удовлетворения в работе.

 

Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих  общую значимость и направленный на преобразование мира, необходимой для удовлетворения физических и духовных потребностей личности в настоящем, так и в будущем.

 

Сегодня необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

 

Детский производительный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, образующий, но и экономический эффект.

 

На примере организации производительного  труда учащихся сельских школ можно  проследить путь постепенного приобщения к более полному внедрению  принципов хозрасчета: учебно-производительная бригада с операционной оплатой труда; коллективный подряд на выполнение определенных работ; коллективный подряд с использованием аренды земли, техники, материалов; организация самостоятельного школьного производства, типа школьного кооператива, фермерского хозяйства и т.п.

 

Демократизация общественной жизни, движение по пути обеспечения приоритета личности, переход к рыночной экономике– этим главным реалиям нынешнего  времени должны соответствовать  содержание и формы трудовой подготовки школьников.

 

В современных школах, имеющих свое производство, хозрасчет, так же как  у Макаренко, становится одним из воспитателей. Распределение средств  часто идет по макаренковски. Все  решает коллектив учащихся, все подчинено  воспитанию коллективных интересов и разумному удовлетворению интересов личных. Школы с хозрасчетными предприятиями устраивают по примеру Макаренко интереснейшие походы, служащие могучим воспитательным средством, так как в руки учащихся передается обычно вся организация этих походов. Они сами разрабатывают маршрут, сами обдумывают и закупают все, что нужно для похода, распространяют между собой все обязанности, во время похода сами отвечают за дисциплину. Вот тогда-то и узнаются качества каждого, раскрываются организаторские таланты учащихся.

 

Под влиянием нового, прогрессивного в формах и методах организации  труда происходит в школах и распространение  бригадных форм организации труда  с использованием хозрасчетных начал. Такая практика позволяет в процессе трудовой деятельности лучше воспитывать коллективизм, взаимопомощь и коллективную ответственность, активизировать такой важный и действенный фактор воспитания в коллективе, как общественное мнение.

Информация о работе Труд - основа народного воспитания