Труд - основа народного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.

Вложенные файлы: 1 файл

Труд -основа народного воспитания.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Ребенок будет членом трудового  общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как  гражданина будут зависеть исключительно  из того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, и в особенности в молодости.

 

Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом  трудовые поручения должны быть усложнены  и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.

 

Трудовая задача и ее решение  должны сами по себе доставлять ребенку  такое удовольствие, чтобы он испытывал  радость. Признание его работы хорошей  работой должно быть лучшей наградой за его труд.

 

В трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей.

 

Приобретение организаторских  навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию  производства, – все это достигается  и воспитывается в детях через участие их в труде.

 

Единственная с педагогической точки зрения польза труда заключалась  в том, что он заполнял собою свободное  время воспитанника и вызывал  у него некоторое утомление.

 

Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми.

 

Воспитывая у ребят умение, мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника. Соединяя романтику мечты с прозой труда, Макаренко воспитывал деятелей, способных самую смелую мечту сделать замечательной явью.

 

И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.

 

1.2. Колонии им. Горького и коммуна  им. Ф.Э.Дзержинского как новый  опыт трудового и нравственного воспитания детей.

 

Не правда ли, привыкшие к титулам  “педагог”, “писатель”, мы как-то не задумывались, что возможно и еще  одно определение – изобретатель? А ведь, по сути, каждый выдающийся педагог  – одновременно и социальный изобретатель. Его воспитательная практика рождает новые типы отношений, новые способы разрешения социальных коллизий, а его теория позволяет сделать эти решения не частными случаями, а всеобщим достоянием.

 

Полтавская трудовая колония им. Горького была открыта в 1920 году Губнарборазом. Для нее отведено было старое имение колонии малолетних преступников, состоявшее из пяти требовавших ремонта каменных флигелей, расположенных на 12 десятинах сыпучего песку. В январе 1921 года в распоряжение колонии было передано разрушенное имение Трепке. В течение пяти лет колония производила капитальный ремонт имения и закончила его только благодаря помощи ЦКПД (Центральная комиссия помощи детям).

 

Общий рос числа воспитанников  был такой: 1921 г.– 30; 1922 г. – 50; 1923 г. – 70; 1924 г. – 100; 1925 г. – 130; и к 1935 г. В коммуне воспитывалось 500 коммунаров.

 

Уже в самом начале организации  трудовой жизни в колонии имени  А.М. Горького Антон Семенович убедился, что труд сам по себе не является средством воспитательного воздействия  на детей. Он видел, что большинство воспитанников не питают отвращения к труду, что многие из них умеют весело и живо работать.

 

Первым шагом к педагогически  целесообразной организации коллективного  труда в Горьковской колонии  было создание отрядов по производственному принципу.

 

Сначала в колонии существовали так называемые отряды с командирами  во главе. Командиры отрядов составляли совет командиров, руководивший всей жизнью колонии. Отряды были распределены по мастерским и другим производственным участкам. Так появились отряды сапожников, кузнецов, конюхов, свинарей и др.

 

Вместе с тем развертывание  сельскохозяйственных работ, их характер требовали участия всего коллектива, но “ремесленники” не хотели браться  за эту работу, так как дорожили своей квалификацией. Тогда у Макаренко возникла идея создания сводных отрядов.

 

Создание сводных отрядов, отмечал  Макаренко, позволило нашим отрядам  слиться в настоящий, крепкий  и единый коллектив, в котором  была рабочая и организационная  дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу” (33.т.1.,стр.200).

 

Одновременно с образованием сводных  отрядов был введен четкий график сельскохозяйственных работ и установлено  время труда и отдыха.

 

Многоотраслевое сельское хозяйство (зерновое, животноводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, пчеловодство и др.) по тем временам хорошо механизированное, было построено на научных основах и образцово велось самими воспитанниками под руководством небольшой группы специалистов. “Когда меня спрашивают, какое главное доказательство успешности нашей работы, указываю: наши мальчики, присланные нам принудительно, по постановлению судебных органов, через несколько месяцев уже гордятся тем, что они колонисты, да еще горьковцы. Всякий воспитанник, пробывший в колонии 1 год, также и каждый служащий получают от Педагогического совета почетное звание колониста…” (34.переписка с А.М.Горьким 8 июля 1925г.).

 

Истратили на ремонт 14.000 рублей и около 20.000 детских рабочих часов.

 

Колония находилась на реке Коломаке. При ней было 40 десятин пахотной земли, 3 десятины луга, парк и сад. В колонии арендовали паровую мельницу, имели 7 лошадей, 4 коровы, 7 штук молодняка, 30 овец и 80 свиней английской породы. Также имели свой театр, в котором еженедельно ставили пьесы для селян – бесплатно. Театр собрал 500 человек зрителей.

 

На первом этапе существования  колонии был организован самый  примитивный сельскохозяйственный труд. Это вызывалось и жизненной  необходимостью: колонии находилось в руках колонистов. Они владели  кладовыми, амбарами, общими ключами.

 

Колонистов захватывала красота  и чудодейственная сила агрономической науки, коллективного труда, и поэтому  скоро началась настоящее сельскохозяйственное увлечение. Антон Семенович тотчас направил это увлечение в русло  целеустремленного творчества, борьбы за повышение производительности труда, воспитания ценных человеческих качеств.

 

Одним из наиболее ярких признаков  организации труда в колонии  было соревнование. Оно вошло свое выражение в отношении, к трудной  как нравственной обязанности члена коллектива, в высокой производительности труда, в товарищеской взаимопомощи, в дружной работе, в развитии инициативы и творчества.

 

Благодаря осознанному стремлению к общей цели работа выполнялась  колонистами весело и бодро. Это  настроение приподнятости Макаренко назвал “мажором”, придав ему значение политической сознательности.

 

С особой торжественностью в колонии  имени А.М.Горького подводились итоги  продолжительного и упорного труда.

 

В романтике социалистического  труда А.С.Макаренко нашел источник эмоционального воздействия на воспитанников, благодаря которому превращая нелегкие трудовые обязанности детей в радость и счастье.

 

В колонии существовала школа в  составе шести классов и группы по подготовке на рабочие факультеты. Видя, что класс имеет тенденцию отходить от интересов целого коллектива и замыкаться в кругу собственных интересов, А.С.Макаренко не пошел он по пути. Эту опасность он позднее увидел и в первичном коллективе, построенном по признаку производственной бригады.

 

Поэтому в последние годы своего опыта все больше внимания уделял разновозрастному характеру первичного коллектива. В разновозрастном отряде легко складываются отношения заботы о младших, уважения к старшим, ответственности, требовательности. Известно, что отряд полностью отвечал за личность: за ее учебу и трудовую деятельность, за ее поведение и культурный рост, за развитие ее способности и интересов.

 

И общий коллектив, если хотел как-то воздействовать на того или иного  воспитанника делал это, через отряд! В случае необходимости за проступок одного из членов наказание нес весь отряд, лишаясь права посещения театра или какого-либо важного и привлекательного дела.

 

Труд и постоянная ежедневная потребность  улучшить этот труд – вот что  явилось фундаментом для самоорганизации коллектива. Его руками были отремонтированы, восстановлены разрушенные строения, обработано 40 десятин земли, собрано 200 пудов пшеницы с десятины. В колонии появилось 8 лошадей, 2 сеялки, молотилки. Первым трактором в этой местности был трактор колонистов и первыми трактористами были колонисты. Постепенно колония переходила к рентабельному хозяйству.

 

Был проделан путь от достаточно однообразного  и простого производительного труда  в мастерских, от изготовления примитивных  деревянных стульев для клубов и кинозалов к осуществлению, казалось бы, несбыточной мечты– к строительству настоящих заводов.

 

Воспитанники, прошедшие школу  работы на заводе и получившие высокие  рабочие разряды, стали людьми самых  различных профессий, занимали различные  должности.

 

В колонии воспитательный коллектив  все более активно участвовал в преобразовании окружающей среды. Борьба самогоноварением на окрестных  хуторах, с самовольными порубками  леса, дружба с сельской молодежью, приобщение ее к культуре с помощью  созданного в колонии театра – это и многое другое насыщало жизнь коллектива колонистов и каждого общественно полезной деятельностью и многообразными отношениями: трудовыми, экономическими, политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, типичными для нового уклада. В центре этой организации жизни коллектива было многоотраслевое хозяйство колонии, где воспитанники впервые почувствовали радость свободного труда и осознали необходимость знаний и учения.

 

Руководимом Антоном Семеновичем  Макаренко в колонии труд явился одним из основных рычагов во всей результативно осуществленной на практике системе воспитания. Потому что А.С.Макаренко считал, что полное среднее образование м высокий рабочий разряд хорошо определяют личность. Всем им в жизни помогали экономические знания и трудовые навыки, полученные в колонии.

 

Следующим этапом жизни А.С.Макаренко  является работа в коммуне Дзержинского.

 

Здесь в коммуне, поиски, начинания, замыслы Антона Семеновича, родившиеся в колонии им. А.М.Горького, получили дальнейшее развитие и сложились в цельную, глубоко научную систему воспитания.

 

Ставя перед трудовой коммуной задачу воспитать “культурного рабочего”  А.С.Макаренко исходил из основных потребностей нашей страны. Перед  коммуне при его организации  была поставлена четкая цель: “Основная установка трудкоммуны – определить воспитание классово-сознательного, и грамотного пролетария со средней производственной квалификацией”.

 

– “Хозрасчет – замечательный  педагог”, – писал Антон Семенович. Коммуна последнее время не только покрывала содержание завода, но и давала государству 5 миллионов рублей чистой прибыли в год.

 

Доход с производства позволял одевать  мальчиков в суконные костюмы, девочек  – в шелковые и шерстяные платья. Коммуна могла ежегодно тратить  на театры по 40 тысяч рублей. Когда это делается, “в порядке трудовой дисциплины, в порядке завоевания богатства, когда весь коллектив за это борется, то, что можно сравнить с этой новой педагогической силой” (33.т.5,с.311-312).

 

В коммуне была введена и заработная плата. Каждый коммунар к своему выпуску имел в сберкассе 2 тысячи рублей. Деньги, а карманные расходы каждый откладывал в кассе коммуны. Воспитанник, таким образом, был поставлен в условия собственного бюджета, а это уже давало возможность воспитать будущего хозяина.

 

Из заработка каждого коммунара отчислялось 10 процентов в фонд Совета коммунаров. Такой фонд позволял Антону Семеновичу руководить жизнью коммунаров. Все эти “приспособления” касающиеся использования средств, получаемых с производства и позволяли уменьшить ту жадность на деньги, которая в коллективе могла быть очень тяжелой, неприятной прибавкой в воспитательном процессе” (33.т.5,с.206).

 

В коммуне существовали учебно-производственные мастерские:

Слесарно-механическая;

Деревообделочная;

Швейная;

Сапожная, кроме того, была организована кузница.

 

Таким образом, задача коммуны заключалась  в том, чтобы приобщить детей  к трудовой жизни и в условиях борьбы за создание передового коллектива воспитать у них черты личности. Кроме того, участвуя в общественно– производственном труде, коммунары овладевали определенной рабочей специальностью, что сообщало им чувство уверенности относительно их будущей жизни после выхода из коммуны.

 

Какая форма воспитательной работы проводилась в коммуне?

В коммуне работали драматический, фотографический, музыкальный, библиотечный, литературные, технические кружки. Большинство из них были тесно связаны с производственным процессом. Большой популярностью пользовались кружки авиамоторный, автомоторный, планерный, парашютный, кавалерийская секция и другие.

Для того, чтобы научить воспитанников  рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в  коммуне были созданы производственные кружки:

кружок коммунарского станка;

материальный кружок;

кружок рационализации;

кружок организаторов;

кружок экономики производства.

 

Здесь велась теоретическая и практическая работа по изучению правильного и  экономного расходования материалов, возможностей изобретательства и рационализации производства. Коммунары знакомились  с вопросами себестоимости, расценок, прибыли, зарплаты. Они читали техническую и экономическую литературу, совершали экскурсии на лучшие заводы Харькова, изучали свое производство и искали реальные пути совершенствовании, выявляли коммунаров – лучших рационализаторов и тех, кто наиболее экономно расходует материалы, устраивали дискуссии по отдельным вопросам организации управления производством.

Информация о работе Труд - основа народного воспитания