Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:43, курсовая работа
Цель данной работы – изучение проблемы умственного воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы на тему умственное воспитание
младших школьников.
2. Выявить основные направления в развитии умственного воспитания
младших школьников.
3. Изучить и развить основные формы организации деятельности учащихся младших классов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы умственного воспитания младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и содержание умственного воспитания и развития младшего школьника …………………………………………………………….5
1.2 Особенности развития познавательных способностей учащихся в процессе умственного воспитания……………………………………………….9
1.3 Познавательный интерес как мотив учения для младшего
школьника…………………………………………………………………..13
Глава 2. Дидактические условия умственного воспитания младшего школьника………………………………………………………………………..15
2.1 Диагностика умственного развития детей начальной школы……..15
2.2 Формы организации деятельности учащихся младших классов в системе умственного воспитания………………………………………………17
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………29
Сам термин «способность» многозначен: в словаре Д.Н.Ушакова [8] он толкуется как: 1) природное дарование и 2) возможность, умение что-либо делать. Тем самым отражены два основных взгляда на проблему способностей, существующих в психологической науке: как на деятельность и как на индивидуальные различия. Представители одного подхода понимают способности как проявления индивидуальных различий, представители другого - как общечеловеческие «сущностные силы», которые можно и должно развивать в процессе обучения. В то же время исследователи отмечают необходимость не противопоставления, а, наоборот, взаимодополнения этих подходов.
Способность является сложным, синтетическим образованием личности, включающим ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. В основе этого образования лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» [9], под которыми подразумеваются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека. Задатки, как подчеркивал ученый, многозначны и могут развиваться в различных направлениях, поскольку являются лишь предпосылками развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же не функцией задатков как таковых, а функцией их развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, преобразуются и изменяются Посредством овладения в процессе обучения содержанием культуры и формируются способности ребенка. «Юные годы, отмечает С.Л. Рубинштейн, исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей. Перед педагогом стоит задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. В процессе постоянной практической и теоретической деятельности человечества вырабатываются новые знания, способы действия, носящие общественный характер. Для освоения этих знаний и способов действия индивиду необходимо общение, которое осуществляется в процессе обучения и воспитания
Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром, и результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, являются «строительным материалом» для развития способностей
Именно вопрос о развитии способностей занимает основное место в последних работах С.Л. Рубинштейна, где он в качестве первого положения обосновывает мысль о том, что «вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии.
Развитие человека, в отличие от накопления опыта... - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений» [19].
Проблема способностей анализируется и в работах других отечественных исследователей: Б.Г. Ананьева [5, 6]; А.Г. Ковалева [15]; В.Н. Мясищева [16]; Н.Д. Левитова [19], B.C. Мерлина [19]; А.А. Бодалева [19]; К.К. Платонова [12]; Т.Н. Артемьевой [12]; Э.А. Голубевой [1]; В.Н. Дружинина [4]; В.Д. Шадрикова [14] и др..
Особое значение для развития способностей, по Б. Г. Ананьеву, имеют обучение и воспитание, в процессе которых следует различать обученность как сформированность знаний, умений, навыков и обучаемость как одну из способностей, готовность к обучению.
Стимулом к формированию способностей является и познавательный интерес ребёнка, либо мотив общения. « Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…» - говорил В.А. Сухомлинский [3].
Каким вырастет ребёнок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, сможет ли проявить свои интеллектуальные и творческие способности в современном обществе?
Это во многом зависит от личности учителя, от его каждодневного труда, такта, душевной щедрости, содержания программы и технологии обучения. Возраст учеников начальной школы наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребёнка, для
Развития его интеллектуальных и творческих способностей, для становления его ценностных ориентаций. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся – важнейшая задача начальной школы, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативу, самостоятельность, привычку к самовыражению, уверенность в себе.
Американский психолог Блюм доказал, что в возрасте до 7-8 лет складываются и проявляются до 70% личностных качеств. 6-7 летний ребёнок обладает наиболее высокой способностью мыслить целенаправленность нестандартно. Отсутствие творческого начала в младшем школьном возрасте становится препятствием в старшем, когда требуется принимать самостоятельное решение, уметь применять свои интеллектуальные способности в нестандартных ситуациях.
1.3 Познавательный интерес как мотив учения для младшего школьника
В условиях обучения познавательный
интерес выражен
Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъёму, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанных с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения.
Характеризуя структуру учебно–познавательной деятельности школьников, Ш.А. Амонашвили [1] выделяет её следующие компоненты:
- осознание и принятие
школьником учебно –
- построение плана её разрешения;
- практическое разрешение задачи;
- контроль за процессом разрешения задачи;
- оценка результата в соответствии с эталоном;
- постановка задач дальнейшего совершенствования приобретённых знаний, умений и навыков.
Выпадение любого из этих компонентов делает учебно – познавательную деятельность
неполноценной. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса всегда продуктивно для протекания деятельности, вызывает подъём сил учащихся. Таким образом, формируя познавательный процесс, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.
Глава 2. Дидактические условия умственного воспитания младшего школьника
2.1 Диагностика умственного развития детей начальной школы
В настоящее время психологи и педагоги уделяют внимание разработке надежных объективных методов диагностики умственного развития школьников. Это мотивированно, во-первых, задачей развития активного, самостоятельного, творческого мышления у школьников в процессе учебной работы. Обучение школьников необходимо вести таким образом, чтобы оно максимально содействовало умственному воспитанию и развитию учащихся.
Также необходимо правильно диагностировать уровень умственного развития учащихся при обучении их различными методами, по различным учебным пособиям (т.е. уметь оценить развивающий эффект обучения в различных условиях) [19].
Диагностические средства, во-первых, должны помочь в выборе оптимальных вариантов учебников и методов обучения. Во-вторых, надо диагностировать уровень умственного развития, чтобы реализовать принцип индивидуального обучения, принцип опоры на индивидуальные особенности мышления и интеллектуальные возможности каждого школьника для максимального и всестороннего его развития. В-третьих, развивающее обучение не ведет к нивелировке уровней развития учащихся. Из этого следует, что индивидуализация необходима не только как исходный момент для развития, а эта необходимость сохраняется в течение всего периода обучения. В-четвертых, развитие умственных способностей предполагает специальные средства - развивающие задания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональные умения умственного труда. Отсюда вытекает необходимость в соответствующих средствах обучения при индивидуализированном обучении.
Кроме того, эффективность умственного воспитания школьников начальных классов будет наиболее продуктивной, если действия учащихся, совершаемые в педагогическом процессе с помощью определенных средств и внеклассной работы, обеспечат усвоение содержания изучаемого материала, а также дадут возможность развитию и формированию учебных умений и качеств мыслительных операций; если возрастная потребность мыслительных операций младших школьников будет удовлетворятся с учетом их индивидуальных особенностей [14].
Определение умственного воспитания и развития младших школьников в контексте индивидуального подхода во внеурочное время, способствующее раскрытию творческих возможностей детей имеет научное обоснование [19]/
1. Педагогический, социальный и национальный подходы к решению данной проблемы будут естественным образом влиять на формирование личности младшего школьника. А содержание, цели, задачи, методы и принципы умственного воспитания учащихся начальных классов совместно с дидактическими и художественно-эстетическими средствами и условиями, повысят эффективность умственного воспитания.
2. Умственное воспитание
выступает как
3. Средством умственного воспитания служит использование комбинированных методов обучения и организации внеурочной деятельности учащихся с целенаправленным формированием у них общественно-эстетико-ценной мотивации интеллектуальной деятельности.
4. Основными факторами,
определяющими выбор и
5. Формы организации
деятельности учащихся младших
классов в системе внеурочной
работы являются основой
6. Стимулом к формированию
у учащихся способностей к
творческой деятельности может
быть один или несколько
2.2 Формы организации деятельности учащихся младших классов в системе умственного воспитания
Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия психологи связывают с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует психологическое состояние субъекта и, прежде всего, начало его мыслительной деятельности. «Начало мышления – в проблемной ситуации», подчёркивал С.А. Рубинштейн. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения математике, выступают учебные задания.
Включение проблемных заданий в обучение требует принятия определённых позиций.
В понимании процесса усвоения знаний, которые связаны с ответом на вопросы «Как предлагать ученику знания, которые он должен усвоить?» и «Что ученик должен сделать для того, чтобы усвоить эти знания?» в зависимости от ответа на эти вопросы можно выделить две позиции. При принятии одной из них знания (приёмы, понятия, способы действий) предлагаются ученикам в виде известного учителю образца, который учащиеся запомнить и воспроизвести, а затем отработать соответствующие умения и навыки. В другом случае ученик прежде всего включается в деятельность, в процессе которой у него возникают потребности в усвоении нового знания, и он сам или с помощью учителя «открывает» их. Таким образом, проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся.
Информация о работе Умственное воспитание младшего школьника