Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:43, курсовая работа
Цель данной работы – изучение проблемы умственного воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы на тему умственное воспитание
младших школьников.
2. Выявить основные направления в развитии умственного воспитания
младших школьников.
3. Изучить и развить основные формы организации деятельности учащихся младших классов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы умственного воспитания младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и содержание умственного воспитания и развития младшего школьника …………………………………………………………….5
1.2 Особенности развития познавательных способностей учащихся в процессе умственного воспитания……………………………………………….9
1.3 Познавательный интерес как мотив учения для младшего
школьника…………………………………………………………………..13
Глава 2. Дидактические условия умственного воспитания младшего школьника………………………………………………………………………..15
2.1 Диагностика умственного развития детей начальной школы……..15
2.2 Формы организации деятельности учащихся младших классов в системе умственного воспитания………………………………………………17
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………29
Например, задания по математике. Догадайся, по какому правилу записаны выражения в каждом столбике. Вычисли их значения.
54 : 9 63: 9 72 : 8 56 : 7
(36+18):9 (49+14):7 (24+48):8 (42+14):7
36:9+18:9 49:7+14:7 24:8+48:8 42:7+14:7
С одной стороны, задание понятно учащимся и они могут приступить к его выполнению, с другой стороны, ученикам предложено «открыть» правило, по которому составлены столбики выражений, что возможно только в результате анализа через синтез, сравнение и обобщение. Это правило связано с изучением нового, которое пока неизвестно учащимся.
Задание только подготавливает их к «открытию» этого нового.
Чем похожи выражения в каждой паре? Чем отличаются?
(24+48):8 (42+14):7 (36+18):9 (49+14):7
(22+50):8 (40+16):7 (34+20):9 (47+16):7
Анализируя пары выражений, учащиеся обнаруживают, что в первом выражении каждой пары можно воспользоваться открытым способом действия, а во втором выражении нельзя.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей. Прочные знания – результат упорного, настойчивого труда. Как выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учёбе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению? Верно писал В.А. Сухомлинский: «Напрасный безрезультативный труд и для взрослого становится постылым, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми». Успех – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ребёнок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой радостными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей их успешности и учительского труда. И снова ссылаемся на В.А.Сухомлинского: «Есть успех – есть и желание учиться, особенно это важно на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе…». Чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность.
Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений. Событий, процессов 9эффективный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, впечатляющее слово. Исследования последних лет показывают. Что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание: занимательность, игровые принципы, наглядные приёмы.
Игра в познавательном процессе является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько «механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения ребёнка». В этом контексте игра становится «генератором» процесса психолого – педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия, которое пробуждает у учеников усилие мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Само название используемых игр – «интеллектуальные», «обучающие», «дидактические» - звучат обнадёживающе и подчёркивают их обращённость в первую очередь к развитию ума и активизации познавательных способностей детей. Такие игры могут быть построены как на учебном так и на неучебном материале и включены педагогом в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы групп продлённого дня. Большинство этих игр основано на состязательности (Кто самый наблюдательный?.. Кто больше знает.?. Кто точнее назовёт?..») и может проводиться в виде индивидуального или группового первенства учеников [20]. В связи с этим желательно, чтобы каждый учитель имел свою собственную «энциклопедию познавательных детских игр», которые он мог бы предложить своим ученикам в зависимости от их индивидуально – типологических особенностей, склонностей и интересов, этапа коррекционно – развивающей работы, и постоянно её пополнял. Не лишним будет и создание в классе игротеки индивидуальных и командных (групповых) интеллектуально – развивающих игр, к которой дети могли бы самостоятельно и свободно обращаться в любое время.
Познавательный выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося, и в этой роли его невозможно переоценить.
Научно доказано существование объективной связи между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития и уровня развития личности ребёнка в целом. Органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют во многом тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.
Задача учителя с первых дней пребывания ребёнка в школе приучать его к содержательным, подготовленным, чётким, ясным и правильным по языку высказываниям, бороться с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выражения мысли, неточностью выбираемых языковых средств. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи, а также разновидностями речи.
Учитывая психологические особенности учащихся и специфику работы по развитию речи в первый год обучения можно использовать характерные формы занятий: начиная с игровой в первом полугодии, и ко 2- му полугодию перейти к учебно–игровой.
В 1 –ом полугодии занятие подчиняется характеристикам ролевой игры:
- создание игровой ситуации
- выполнение учащимися определённых ролей
- мотивированность игры решением определённых задач
- неизвестность конечного результата
- наличие элементов соревнования
Занятия строятся как серия игр, связанных одной общей тематикой и на каждом уроке «отыгрывается» лишь какая – то часть этой большой пьесы (инопланетянин, случайно попавший на Землю, ищет возможность вернуться на свою планету). На каждом уроке объясняется игровая ситуация, отрабатывается звуковая сторона речи, рассматриваются отдельные этапы предстоящей игры, но игровой текст не даётся в готовом виде, он создаётся учащимися в ходе урока.
Важным условием развития речи является развитие творческого воображения детей, формирование умения видеть и представлять себе картины и героев, о которых он читают, говорит или пишет. В данном случае полезным является создание иллюстраций к услышанному или увиденному. Эта работа вызывает у детей огромный интерес и приносит хорошие результаты. Невозможно добиться успеха в работе по развитию речи, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнять задание учителя, в таком случае желание высказываться постепенно угасает. Поэтому важно менять приёмы: высказывание, чтение, пересказ.
Как и всякая деятельность чтение имеет свой мотив и цель. Понимание содержания выступает как цель, которая должна быть достигнута при овладении чтением. Слитность чтения и понимания наступает не сразу, а по мере того, как сам процесс чтения выпадает из поля сознания ребёнка и на первый план выдвигается содержание прочитанного. Тогда чтение становится средством обучения – постижения произведения. Чтение как один из видов речевой деятельности проходит длительный путь развития, прежде чем примет автоматизированную форму. Поэтому в практике работы складывается система, когда развивается и осознанность чтения и его скорость параллельно [20].
Упражнения для развития артикуляции и чёткости произношения:
Са-са –са – в лесу бегает лиса
Со-со-со – у Вовы колесо
Проворонила ворона воронёнка
Петя пилил пилой пень
Би-ба-ба-бо-бу-бы
Гарь-парь-жарь
Кран-край-краб-крах
Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке
Обработка чтения звуков, слогов – слияний образует чтение слов.
Упражнение по чтению:
А) аудирование
Б) чтение «Эхо»
В) «Чтение за диктором»
Далее обучение чтению идёт целыми словами: при этом зрительное восприятие слова и его произношения почти совпадают с осознанием значения.
1. Лак Галка
Рак Палка
Бомба бомбардир бомбардирование
3. Чтение
слов. Записанных разновеликим
Упражнения, развивающие боковое зрение:
Делу время ___________ потехе час.
Это упражнение улучшает двигательную способность глаз, приучая их очень быстро пробегать строки, слева направо и справа налево, не пропуская ни одной.
Одновременно это хорошая тренировка внимания.
зачер стветь
подбод ривший
распустив шийся
почувст вовали
Автоматизация, где ставится задача, отработать четыре навыка чтения:
Правильность, сознательность, беглость, выразительность.
Во время чтения проводится игра «Финиш». Указывается детям на слово, до которого ребёнок должен прочитать как можно скорее. Ученики читают вполголоса , дочитав, поднимают руки. Задаются вопросы для проверки. Упражнение «Буксир» развивает скорость и гибкость (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Учитель читает текст, меняя темп чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают «про себя», стараясь не отстать от учителя. В игре «Спринт» участвуют два ученика. Они одновременно начинают читать текст, побеждает тот, кто дочитает первым.
Упражнение «Поисковое чтение». Учитель записывает на доске несколько слов из текста, который предстоит прочитать школьникам (2-3 стр., 5-5 слов).
Зайцев В.Н. сказал: «Не учить ребёнка читать, а сделать так, чтобы чтение вошло в жизнь ребёнка спокойно и естественно – вот задача, которую должен поставить перед собой педагог» [21].
На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью, а Анатоль Франс определял как жажду знаний. В учебном процессе осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). Именно в процессе этой взаимообусловленной деятельности познавательный интерес укрепляется, развивается, обогащается.
Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой деятельности), проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение русскому языку заданий поискового характера. Признаками заданий поискового характера являются следующее:
- выполнение их без непосредственного участия учителя (проблемные
задачи) или с частичной «подсказкой» с его стороны (задания частично-поискового характера);
- открытие учащимися в процессе выполнения заданий новых способов
добывания этих знаний.
Говоря о заданиях поискового характера, имеется в виду и частично-поисковые задания, и проблемные задачи (иначе их называют познавательными задачами), т.е. задания полностью поискового, исследовательского характера. Типы проблемных ситуаций для тех и других, естественно, одни и те же. Учитывается умение работать с письменными текстами, что включает в себя умение пользоваться различными видами чтения
- сплошным, выборочным, комментированным,
- по ролям, про себя, вслух
Примеры заданий поискового характера:
ФОНЕТИКА
Длина – длинна, вернуть – ввернуть, гриб – грипп
Информация о работе Умственное воспитание младшего школьника