Умственное воспитание младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение проблемы умственного воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы на тему умственное воспитание
младших школьников.
2. Выявить основные направления в развитии умственного воспитания
младших школьников.
3. Изучить и развить основные формы организации деятельности учащихся младших классов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы умственного воспитания младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и содержание умственного воспитания и развития младшего школьника …………………………………………………………….5
1.2 Особенности развития познавательных способностей учащихся в процессе умственного воспитания……………………………………………….9
1.3 Познавательный интерес как мотив учения для младшего
школьника…………………………………………………………………..13
Глава 2. Дидактические условия умственного воспитания младшего школьника………………………………………………………………………..15
2.1 Диагностика умственного развития детей начальной школы……..15
2.2 Формы организации деятельности учащихся младших классов в системе умственного воспитания………………………………………………17
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

умственное воспитание.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

О каком фонетическом явлении следует говорить в подобных случаях?

Докажите.  Затруднение, возникающее в этом случае, связано с произнесением слова и

выявлением особенностей его звукового состава, смыслоразличительной роли звуков в процессе речевого общения.

ЛЕКСИКА   и ФРАЗЕОЛОГИЯ

  1. В каких случаях употребляется глагол одеть, а в каких надеть?

Какие речевые ошибки связаны с употреблением этих глаголов? Почему?

  1. В споре нередко приходится слышать:

                      мы с вами говорим на разных  языках

      - Как  это следует понимать?

3.    Какова роль  фразеологизмов речи? Докажите.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

       1. Определите  сходство и различие слов   развесить – развешать,  замесить –        замешать.

           Можно ли слова в каждой  паре считать однокоренными? Докажите.

       2. Чем  различаются слова   томатный –  томатовый?   Объясните, как вы рассуждали, чтобы ответить на вопрос  ( с чего начали, как пришли к выводу)?

Логически правильное мышление имеет особое значение в творческой деятельности, и обучение культуре мышления неизбежно требует усвоению законов логики: точность, непротиворечивость, доказательность являются отличительными чертами мыслительной деятельности творчески мыслящего человека.

Важнейшей особенностью выполнения заданий поискового характера  является доказательность сделанных  выводов. Умение доказывать. Поиск аргументов играют решающую роль в умственном развитии учащихся. Доказательности ответов важно требовать от учащихся не только при выполнении заданий поискового характера, но эти задания могут быть специально использованы учителем для обучения умению доказывать, поскольку осуществление поисковой деятельности требует от учащихся развёрнутой системы рассуждений, обоснования выдвинутых положений. Не случайно в тексте заданий поискового характера нередко выдвигается требование: объясните, докажите, хотя и при их отсутствии необходимость доказательности выводов в этих заданиях очевидна.

Для ориентировки в новой  ситуации, что характерно для процесса творчества, существенную роль играет обучение специальным поисковым умениям.

Таковы умения: увидеть новую проблему в языковом материале , определить её характер; подобрать языковые факты для решения этой проблемы и систематизировать их; построить доказательства в процессе  выполнения задания на основе найденных фактов; сформулировать выводы на основе решения проблемы, определить возможное их количество; сформулировать способ решения, т. е. определить операции, осуществление которых в процессе решения проблемы приводит к выводу.

 

Заключение

 

Выбор книг, расширение круга  чтения, специальные поиски источников пополнения знаний в  интересующие области, опыты и наблюдения над растениями, животными, явлениями природы, свободный выбор внеучебных форм работы – всё это показатели познавательной деятельности ученика, способного нейтрализовать усталость от длительной работы. Нейтрализация состояния учебной перегрузки школьников, бесспорно, находится в руках учителя увлечённого, оснащённого знаниями психологии, деятельного, творческого, заинтересованного в  потребностях новейших знаний. Это отлично осознают передовые учителя.

Роль интересов в  учебной деятельности сводится к следующему:

   - интересы способствуют  глубине прочности знаний;

   - развивают и  повышают качество мыслительной  деятельности , сказываются на общем развитии  учащихся;

   - существенно  влияют на формирование личности  ребёнка: определяют его активность в  учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;

   - повышают общий  эмоциональный фон для протекания  всех психических процессов, т.е.  подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности.

Воспитание чувств есть самовоспитание; ребенок, повторяя многократно  свои упражнения, тем самым развивает  свою психо-сенсорную деятельность. Руководительство директрисы выражается в том, что она помогает ребенку  переходить от ощущений к идеям, от конкретного к абстрактному и к ассоциации идей; для этого она пользуется методом, при помощи которого изолируется внутреннее внимание ребенка и сосредоточивается на восприятиях, тогда как на первых уроках его активное внимание сосредоточивалось на отдельных стимулах.

Список литературы

 

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. -  М.: Академия, 1988.- 142с.

2. Амонашвили Ш.А.  Гуманно – личностный подход к детям. М. Институт практической психологии. 1998 г.

3. Бадалян Л. О. Дидактическая игра с младшими школьниками. - Киев, 1988. -179с.

4. Балл Г.А., Бурин М.С. Анализ психологических воздействий и его

педагогическое значение // Вопросы психологии.- 1994.- № 4. -- с. 48

5. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д: Феникс, 1983. –245с.

6. Божович Л.И. Этапы формирования личности.- М., Воронеж, 1995.- 138с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва:Знание, 1968  – 218 с.

8. Бродский Ю., Белкин  А. Легких детей не бывает. // Народное образование. – 1989.- №7. - с.10-16.

9. Возрастные особенности психологии детей /под ред. Дубровина – Москва:Просвещение, 1975 . – 182 с.

10. Выготский А.С. Педагогическая  психология. – М.: « Педагогика», 1991 –с. 532.

11. Выготский Л.С. Кризис  семи лет // Собр. соч.: В 6 т.-  М.: Академия,

1984. Т. 4.

12. Выготский Л.С. Мышление  и речь // Там же. М., 1982. Т. 2. Возрастная  и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993. – 167с.

14. Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997. - 271с.

15. Джиннотт Х. Дж. Групповая психотерапи я с детьми. Теория и практика

игровой терапии. – М.: Апрель-пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. – 272с.

16. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.:Академия, 1984.- 158с.

17. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста.- М.: Просвещение, 1993. -314с.

18. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.:Просвещение, 1981. – 59с.

19. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. - Обнинск, 1992. 34с.

20. Левченко И.Ю. Значение дидактических игр в развитии младших школьников. - М.: Академия, 1989.-287с.

21. Мастюкова Е.М. Развивающие игры для младших школьников. - М.: Просвещение, 1991. -297с.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение,1977. – 143с.

23 .Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Теоретическая психология. –

М.:Академия,2001. – 496с.

    

 


 


Информация о работе Умственное воспитание младшего школьника