Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.
Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости у студентов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ................................................6
1.1 Понятие Интернет-зависимости и её причины..............................................6
1.2 Психологические особенности студенческого возраста...............................9
1.3 Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде.......................12
Вывод......................................................................................................................16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................17
2.1 Методика исследования..................................................................................17
2.2 Анализ результатов диагностики...................................................................17
2.3 Профилактическая программа.......................................................................20
Вывод......................................................................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................43
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психолого-педагогическая коррекция»
на тему:
Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция
Выполнила: студентка 4 курса 1 группы
Доржу Анай-Хаак Мергеновна
Научный руководитель: ст. преп. Сат Майя Дарыжыковна
Кызыл -2013
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ.....................
1.1 Понятие Интернет-зависимости
и её причины..................
1.2 Психологические
особенности студенческого
1.3 Особенности
Интернет-зависимости в
Вывод.........................
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
СТУДЕНТОВ.....................
2.1
Методика исследования.........
2.2 Анализ результатов
диагностики...................
2.3 Профилактическая
программа.....................
Вывод.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. На сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. С помощью Интернета делаются покупки, происходит общение, распространяется информация, реализуются сексуальные и игровые пристрастия.
Доступ в Интернет осуществляется с домашних компьютеров, с компьютеров в различных Интернет-кафе и даже с мобильных телефонов. Особенно популярными на сегодняшний день стали различные социальные сети, такие как vkontakte, «одноклассники» и другие, а также программа для общения ICQ. Они позволяют общаться не только со своими знакомыми, но и находить новых собеседников из других городов, а порою даже и стран. Некоторые социальные сети уже имеют десятки и даже сотни миллионов зарегистрированных пользователей, а 2007 год стал «годом социальных сетей в России», когда совсем недавно возникшие российские сети увеличили свою аудиторию до нескольких миллионов человек.
В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета, обозначенная в зарубежной литературе И. Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия. Речь идет об Интернет-зависимости.
Проблема зависимости от сети Интернет достаточно молодая. В России она затрагивается в трудах таких учёных, как Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший Интернет-зависимость, и многих других.
Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и(или) получения удовольствия. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых.
Проблема исследования: каковы уровни Интернет-зависимых студентов.
Объект исследования: Интернет-зависимость.
Предмет исследования: уровни Интернет-зависимых студентов.
Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.
Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Методика исследования: «Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости» (А. Карелин).
Теоретико - методологические основы исследования: использовались труды Бабаева Ю.Д., Войскунского А.Е. и мн. др.
Теоретическая значимость: изучение уровня интернет-зависимых студентов.
Практическая значимость: данная работа может быть использована педагогами-психологами ВУЗов и СУЗов при разработке коррекционной программы. А также преподавателями и студентами, которые интересуются данной проблемой.
База исследования: Кызылский Педагогический Колледж и Тувинский Государственный Университет дневной и вечерней формы обучения.
Выборка: всего — 71 студентов из них: студенты дневного отделения — 52 ч. в возрасте от 17 до 28 лет; студенты вечернего отделения — 19 ч. в возрасте от 26 до 43 лет.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ
Интернет-зависимость
Свободная энциклопедия Википедия определяет Интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [26].
На английском языке порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин “аддиктивное поведение”. Сам термин “аддикция” стали использовать как равнозначный термину “зависимость”. Существует три вида аддикций [6]:
1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
2. Биохимические (анорексия, булимия).
3. Нехимические (подсознательные).
Интернет-зависимость (Интернет-аддикция)
относится к классу нехимических
зависимостей. Определяя аддиктивное
поведение как уход от реальности
посредством изменения
К. Янг охарактеризовала пять основных типов Интернет-зависимости [30]:
1) компьютерная зависимость: пристрастие к различной работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
Этот же автор отмечает четыре признака, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Это [30]:
1) Навязчивое желание проверить e-mail;
2) Постоянное желание следующего выхода в Интернет;
3) Жалобы
окружающих на то, что человек
проводит слишком много
4) Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 пунктов из следующих [24]:
1) Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;
2) Если
человек не увеличивает
3) Прекращение или сокращение
времени, проводимого в Интерне
Такие эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернета и на языке психиатрии называются "синдром отказа" или "абстинентный синдром". В данном случае он отличается от "абстинентного синдрома" курильщиков, наркоманов, алкоголиков и переедающих людей (обжор) тем, что у них развивается не только психологическая, но и физическая зависимость к вредным веществам и их отмена переживается намного тяжелее. Преимущество Интернет - зависимости в отсутствии физиологического компонента. Синдром отмены вызывает у пользователя снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности [24].
Признаками сформировавшейся Интернет-аддикции, согласно К. Янг, являются следующие критерии [30]:
- всепоглощенность Интернетом;
- потребность проводить в Сети все больше и больше времени;
- повторные попытки уменьшить использование Интернета;
- возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство при прекращении пользования Интернетом;
- проблемы контролирования времени;
- проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
- ложь по поводу времени, проведенного в сети;
- изменение настроения посредством использования Интернета.
Интернет-аддиктам свойственно устанавливать
приоритет в приобретении или
поддержание электронных
Конечно, по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Вместе с психологическими и физическими изменениями, указанными выше, которые вызывает патологическое увлечение Интернетом, у Интернет-зависимого сужается круг интересов, все они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно [25].
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [9].
За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.
Как возрастная категория, студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет) [13].
Информация о работе Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция