Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.
Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости у студентов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ................................................6
1.1 Понятие Интернет-зависимости и её причины..............................................6
1.2 Психологические особенности студенческого возраста...............................9
1.3 Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде.......................12
Вывод......................................................................................................................16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................17
2.1 Методика исследования..................................................................................17
2.2 Анализ результатов диагностики...................................................................17
2.3 Профилактическая программа.......................................................................20
Вывод......................................................................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................43
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

Инт-завис студентов.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая студенчество как  «особую социальную категорию, специфическую  общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [9].

В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной  социализации человека, развития высших психических функций, становления  всей интеллектуальной системы и  личности в целом. Если рассматривать  студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления [15].

В молодости человек  максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества [13].

Сравнительно с другими возрастами, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной  памяти и переключения внимания, решения  вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [13].

Если же изучить студента как  личность, то возраст 18-25 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [14].

Специфичность студенчества как социальной группы заключается  в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в  общественной организации труда  и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа, она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и системой ценностных ориентаций. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям. Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни [15].

К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску [9]. Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни и, возможно, их изменение и дальнейшее развитие [12].

 

1.3 Особенности  Интернет-зависимости в студенческой  среде

Как уже было сказано  выше, 18-24 года – средний возраст  пользователей сети и зависимых от неё. Эти годы как раз приходятся на годы юности и студенчества. Студенты чаще других групп населения обращаются к услугам «Всемирной паутины» по следующему ряду причин.

Во-первых, это постоянная потребность  в информации при подготовке к семинарам, экзаменам, выполнении заданий. Интернет предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Развитая сеть «поисковиков», таких как Google, Yahoo, Yandex, Rambler и других облегчает поиск нужных сведений. Такая доступность и лёгкость получения нужной информации нередко вызывает привыкание и заставляет отказаться от поиска сведений в книгах, журналах и других источниках, оставляя в качестве приоритетного только Интернет [17] .

Во-вторых, недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет – ICQ, e-mail или различных социальных сетей. Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах позволяет получить определённый социальный статус, что является важным для студента. Общение и знакомства при помощи Интернет легки, необременительны, доступны в любое время. Компьютер и мобильный телефон помогают экономить время на общении с друзьями и знакомыми, позволяя для этого даже не выходить из дома [27]. По той же причине недостатка времени Интернет становится отличным полем для поиска развлечений, расслабления, отвлечения от учёбы. Видео, картинки, музыка, игры, общение в чатах, на форумах, посещение различных увлекательных сайтов – всё это в изобилии представлено в сети Интернет. Немалую роль в этом играет и мода на Интернет, социальные сети и другие услуги «паутины» [3].

В-третьих, свою роль играет высокая познавательная мотивация студенческого возраста. Интерес к научному поиску, стремление к знаниям, самообразованию, поиску новой информации отлично удовлетворяется Интернетом, содержащим информацию на любой вкус и запрос [17].

Студент, увлечённый Интернетом, приобретает проблемы с учёбой и экзаменами. Посещая не относящиеся к делу сайты, часами проводя время в чатах, болтая со знакомыми и играя в игры вместо занятий, он выпадает из учебного процесса, а иногда и из реальности. Все интересы переключаются на Интернет и времяпрепровождение в нём, поэтому нередко студент останавливается в своём развитии. Его не интересует ничто, кроме всевозможных сайтов. Он не может контролировать время, проводимое в сети, поэтому у него часто не хватает времени на учёбу, а порою даже и сон. Накапливается усталость, проблемы из-за учёбы, что может привести к стрессу и нервным срывам [29]. Обилие всевозможных готовых рефератов, докладов и других ресурсов сети, которые можно без проблем скачать, облегчают жизнь студентам. Но при этом страдает интеллект, отпадает необходимость искать информацию, обрабатывать и систематизировать её самостоятельно [3].

Из-за Интернет-зависимости возникают  и проблемы с общением. Желание  общаться при помощи сети уже свидетельствует  о трудностях в формировании и успешном осуществлении межличностного общения в реальной жизни. Общение в сети «обижает» реальное, настоящее общение, лишая возможности видеть своего собеседника, устанавливать с ним контакт, лишая общение эмоций, а иногда и просто вытесняя «реальное» общение с друзьями и близкими. Перед глазами Интернет-собеседников только монитор или экран мобильного телефона с никами, заменяющими реальные имена, и строками сообщений. Процесс общения в сети превращается в банальную передачу информации друг другу. Это бьёт по коммуникативным навыкам студента, возникают трудности при знакомстве с новыми людьми в реальности, взаимодействии с однокурсниками, преподавателями, друзьями и родными. При всей своей общительности студент теряет сами навыки общения с людьми [27].

В Интернете человек не смущается  и не сковывается. За монитором нет  возможности его видеть, что позволяет  ему чувствовать себя раскованно. Невозможность быть полноценно узнанным собеседниками по переписке предоставляет  соблазн создать тот желаемый образ, который хотел бы воплощать студент в реальности. Наделяя себя желаемыми качествами, надевая идеальную «маску» для собеседников, обычно отличающуюся в лучшую сторону от представлений человека о себе самом, студент становится неуверенным в себе, потому что при выходе из чата исчезает и «идеальный» образ студента, созданный им [2]. Возникает чувство своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим, появляется нежелание вступать во взаимоотношения с людьми без гарантии понравиться. Проблемы в общении создают риск одиночества студента. Повышается тревожность, и большинство ситуаций начинают представляться угрожающими, что ведёт к постоянным стрессам и желанию уйти обратно в «спокойную» виртуальную реальность, где нет никаких проблем. Интернет-зависимые студенты, имея низкую самооценку, чувствуют себя неспособными добиться успеха. Они не ставят для себя трудно достижимых целей, ограничиваясь решением обыденных задач. Прилагаемые ими усилия меньше потенциально возможных, снижается уровень притязаний [29].

Невозможность видеть и слышать  партнёров по общению позволяет  свободно обсуждать любые темы в  сети. Этому способствует и то, что  общение ведётся при помощи переписки, а не голосового общения. Студент  привыкает высказывать своё мнение только письменно, начинает бояться высказываться при «реальных» людях, видя и слыша своих собеседников. Это создаёт проблемы при необходимости публичных выступлений и при ответе на экзаменах, при обсуждении коллективных дел группы и в ситуациях, требующих принятия решения [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Таким образом, постоянная потребность в информации, высокая  познавательная мотивация, высокая  социальная активность и недостаток времени студентов формируют  из них основную массу пользователей сети. Частое обращение к услугам Интернет, лёгкость в пользовании его возможностями, простота и необременительность общения в сети, полнота и доступность хранящейся там информации, большой каталог развлечений и возможностей «Всемирной паутины» становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов, которая бьёт по их развитию, учёбе, общению, самооценке и интеллекту и создаёт серьёзные проблемы в их жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ

 

2.1 Методика исследования

База исследования: Кызылский Педагогический Колледж и Тувинский Государственный Университет дневной и вечерней формы обучения. 

Выборка: всего — 71 студентов  из них: студенты дневного отделения — 52 ч. в возрасте от 17 до 28 лет; студенты вечернего отделения — 19 ч. в возрасте от 26 до 43 лет.

Ниже приводится подробное  описание методики, использованного  в диагностике.

Методика «Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости» направлена на выявление уровня зависимости от сети Интернет. Содержит в себе 20 вопросов относительно пользования Интернетом, на которые предлагается ответить при помощи следующей шкалы с баллами: 1- редко; 2 - иногда; 3 - часто; 4 - очень часто; 5 - всегда; 0 - не применимо.

Обработка осуществляется при помощи суммирования баллов у отмеченных ответов. Чем больше суммарный балл, тем выше уровень зависимости и проблем, которые возникают из-за использования Интернета.  Анкета имеет общую шкалу оценки для объяснения результатов:

0 – 19 баллов: минимальное количество времени, проводимого в сети Интернет;

20 - 49 баллов: средний пользователь сети;

50 - 79 баллов: начальный уровень зависимости от Интернета;

80 - 100 баллов: зависимость от сети Интернет.

 

2.2 Анализ результатов  диагностики

Результаты диагностики по методике «Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости» студентов дневного отделения, показаны в таблице 1 и диаграмме 1, вечернего отделения в таблице 2 и диаграмме 2.

Дневное отделение

Таблица 1

Студенты 

Уровни зависимости

57,69% (30)

Средние пользователи интернета

34,61% (18)

Не пользуются интернетом или проводят там минимальное  время

7,70% (4)

Испытывают трудности  или есть проблемы из-за интернета


 

Диаграмма 1


Таким образом, результат  анкеты показало, что из 52 студентов  дневного отделения:

34,61% (18) - не пользуются интернетом или проводят там минимальное количество времени. Интернет у них не вызывает никаких проблем.

57,69% (30) - средние пользователи  сети. Они могут долго изучать  сеть временами чуть дольше  нужного, но определенно владеют ситуацией.

7,70% (4) - по  всей видимости, испытывают некоторое  количество проблем из-за Интернета.  Им стоит учитывать серьезное  влияние сети на их жизнь.  Это начальный уровень Интернет-зависимости.

Вечернее  отделение 

Таблица 2

Студенты 

Уровни зависимости

42,10% (8)

Средние пользователи интернета

57,90% (11)

Не пользуются интернетом или проводят там минимальное  время


Диаграмма 2


Результат анкеты показало, что из 19 студентов вечернего  отделения:

57,90% (11) - не пользуются интернетом или проводят там минимальное количество времени. Интернет у них не вызывает никаких проблем.

42,10% (8) - средние  пользователи сети. Они могут  долго изучать сеть временами  чуть дольше нужного, но определенно  владеют ситуацией.

Результаты показывают, что для  большинства студентов  характерен средний уровень зависимости  от сети Интернет 57,69 % и 42,10 %. Этот результат присущ студентам дневного и вечернего отделений. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией. 34,61 % и 57,90 % являются минимальными пользователями сети и только среди студентов очного отделения выявлен начальный уровень Интернет-зависимости 7,70 %.

Информация о работе Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция